Отношение врача к народной (традиционной) медицине

Поскольку приверженцы дополнительной и традиционной медицины резко критикуют современные лекарственные средства, применяют их в соответствии со своими собственными убеждениями и в настоящее время привлекают к себе большее внимание, чем прежде (в так называемых развитых обществах), именно поэтому целесообразно обсудить проблему применения лекарственных средств в контексте дополнительной медицины.

Разочарование общества тем, что научная медицина не может ни гарантировать счастья, ни полностью устранить потерю трудоспособности, вызываемую дегенеративными болезнями у долгоживущей части населения, а также тот факт, что лекарственные средства, используемые в современной медицине, могут причинить серьезный вред, естественно, возбуждает интерес к альтернативам, обещающим безопасное и эффективное лечение. Эти альтернативы варьируют от возрожденных средств традиционной медицины до использования более современных культов.

Существующие многочисленные культы в медицине имеют свою историю. Научная медицина меняется в соответствии с результатами научных исследований, проведенных с максимальной точностью, чего нельзя сказать о культовой медицине, в основе которой отсутствуют строгие научные исследования. Известные медицинские культы и практика их применения опубликованы Всемирной организацией здравоохранения [Bannerman R.H. et al. (eds), Traditional medicine and health care coverage. WHO, Geneva] и включают в себя гомеопатию, антропософическую медицину, прикладную кинезиологию, метод фотографии Кирлиана, рефлексологию, остеопатию, хиропрактику, ролфинг, дыхательные упражнения, радиэстезию, радиоэлектронику (т.е. использование электроники для радиэс-тезии), оргоновую терапию, пирамидную терапию, натуропатию, дианетику, интерференциальную терапию, ароматерапию, биохимические методы, ор-томолекулярную медицину, биоэнергетику, интенсивное просвещение.

Перечисленные методы говорят сами за себя и оставляют открытым вопрос: если каждый культ эффективен настолько, насколько утверждают его приверженцы, почему существуют ортодоксальная медицина и другие культовые методы? Есть практики, пользующиеся приемами ортодоксальной медицины, но при их неэффективности обращающиеся к культовым методам. Если такие дополнительные практические методы приносят пользу, ими не следует пренебрегать, но их роль и значение должны быть четко определены. Ни одно общество не может позволить себе принять такие культы без критической оценки; они должны быть испытаны, и испытания должны проводиться с предъявлением жестких требований, по меньшей мере не уступающих по жесткости таковым, предъявляемым при проверке заявленных терапевтических свойств нового лекарственного средства. Иногда утверждают, что методы традиционной медицины и культовых направлений в отличие от синтетических лекарственных средств не приносят больным никакого вреда.

Но даже если бы это было верно (а это не так), вложение скудных средств в получение того, что может быть неэффективным, хотя иногда и приятным (лечение танцами, цветоте-рапия и действительно дешевое лечение мочой), означает нехватку субсидий для решения других важных социальных проблем, например жилищного строительства, искусства, медицины. Авторы не просят прощения за то, что отвлекают внимание на рассмотрение медицинских культов, потому что мир не может позволить себе быть неразумным, а противоядием неразумности служат разум и строгое следование знанию, например гомеопатии. Положение (или теория), которое не может противостоять любому возможному или даже мысленно допустимому явлению (факту), находится вне науки, и это в целом применимо к культам: все интерпретируется в понятиях теории культового направления; возможность того, что основа культа ложна, не принимается во внимание. Стремление двигаться в том направлении, куда ведут научные доказательства, — отличительная черта ортодоксальной научной медицины.

Традиционная, или народная, медицина стала развиваться во всех популяциях с доисторических времен. Она включает в себя многочисленные приемы, связанные с использованием разнообразных лекарственных веществ, от неэффективных до высокоэффективных, таких как препараты наперстянки (Англия), хинин (Южная Америка), резерпин (Индия), атропин (разные страны) и др. Задача науки — «отделять зерна от плевел», не затронув в то же время социально полезных, поддерживающих аспектов традиционной медицины.

народная медицина и гомеопатия

Дополнительная медицина в целом рассчитана на людей, которым медицина не может помочь или не помогает; она не конкурирует с успешно развивающимся основным направлением научной медицины, но предлагает комфортность, особенно двум категориям лиц:
• тем, у кого плохой прогноз или тяжелая органическая функциональная инвалидность;
• лицам, заболевание которых включает значительный психологический компонент и/или чувствующим себя глубоко несчастными.

Культовым методам дополнительной медицины свойственны такие черты, как отсутствие научного мышления, легковерное признание гипотез, некритическое принятие причин, т.е. доверие к непроверенной информации и наивная вера в то, что если исцеление наступает после лечения, то оно произошло благодаря лечению (логическая ошибка — post hoc ergo propter hoc1), а также пристальное внимание к ощущениям пациента. Отсутствие понимания, каким образом можно измерить терапевтический эффект, является важной характерной особенностью дополнительной медицины.

Сторонники этого течения в медицине часто утверждают, что сравнительные испытания их средств в сопоставлении с общепринятыми медицинскими средствами практически неосуществимы, так как классические, строго проводимые двойным слепым методом рандомизированные контролируемые тесты для них непригодны, в частности, потому, что они не позволяют осуществить индивидуальный подход, характерный для дополнительной медицины. Однако современные системы клинических испытаний могут справиться с этой задачей. Был проведен ряд недостаточно обоснованных с научной точки зрения испытаний, в которых сравнивались гомеопатические и обычно применяемые медицинские лекарственные средства (некоторые гомеопатические препараты оказались предпочтительнее), но необходимо значительно большее число исследований, чтобы как сторонники, так и критики этих методов изменили свои точки зрения.

Однако остаются экстремисты, утверждающие, что они понимают сущность научного метода и отвергают его как непригодный для оценки того, что они делают и во что верят, т.е. их убеждения неопровержимы в принципе. Это позиция, типичная для магии и религии, где подчинение разума вере считается особым достоинством.

* Культ — это практика, следующая догме, доктрине или принципам, основанным на теориях или верованиях их провозвестников, не подтвержденных данными научного эксперимента (определение Американской медицинской ассоциации).

* Научный подход не означает, что больной должен восприниматься просто как биохимический механизм без учета духовных, психологических и социальных аспектов его личности. Но он означает рациональное рассмотрение этих аспектов.

* Традиционная медицина особенно развита в тех странах, где научная медицина недоступна для больших групп населения по экономическим причинам; ее ликвидация оставила бы обездоленных и больных людей вообще без помощи. По этой причине правительства поддерживают представителей традиционной медицины и в то же время содействуют научному изучению и клиническим испытаниям многочисленных растений и других применяемых средств, многие из которых содержат биологически активные вещества. Всемирная организация здравоохранения поддерживает эти программы.

- Рекомендуем вам также статью "Ложные верования народной (традиционной) медицины"

Оглавление темы "Принципы лекарственной терапии":
  1. Ответственность за вред лекарств - принципы компенсации вреда
  2. Отношение врача к народной (традиционной) медицине
  3. Ложные верования народной (традиционной) медицины
  4. Эффективна ли гомеопатия? Отношение врача к гомеопатическим препаратам
  5. Значение сбора лекарственного анамнеза у пациентов
  6. Принципы назначения лекарств. Что такое надлежащий уровень?
  7. Принципы сдерживания затрат на лечение лекарствами. Экономия денег пациента
  8. Повторные назначения лекарств врачом - причины
  9. О чем необходимо предупредить пациента при лечении лекарствами?
  10. Ответственность врача за назначенные лекарства. Врачебные риски при лекарственной терапии
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.