Характеристика контагий на расстоянии. Происхождение контагий на расстоянии

Те, кто прибегает для объяснения к скрытым свойствам, легко уклоняются от затруднений, в двух словах относя все причины указанных контагиев к этим свойствам. То же самое, без всяких опасений и сомнений, они делают и во многих других случаях. Поэтому уместно вкратце упомянуть об этих свойствах; это одновременно также покажет нам, что может быть началом этих контагиев. Существует десять родов всех вещей; следует полагать, что действующими началами из них являются только субстанция и качество; известно, что ни количество, ни отношение, ни место, ни, короче говоря, что-либо иное не может быть действующим, разве только по совпадению.

Далее, субстанция сама по себе ничего не может произвести кроме перемещений — вверх, вниз, разрежения, сгущения и кругового движения; эти движения происходят от формы предметов; другие действия происходят от качеств. Качества бывают или материальными, как теплое, холодное, влажное, сухое, свет, запах, вкус, звук, или так называемыми духовными; последние являются образами и подобиями материальных качеств, будучи либо одноименными с ними, либо нет; например: источник света [lumen] и о.браз или подобие света [lux]. Что же касается образов вкуса, запаха и звука, то они не имеют особых названий, если только мы не захотим придумать для них искусственных обозначений, как то: saporimen [sapor— вкус], odorimen [odor — запах], sonimen [sonus — звук], подобно тому, как от слова lux [свет] производится слово lumen [светоч].
Так и образы тепла, холода и другие не имеют названий, но в том, что эти образы, несомненно, существуют, нас убеждают и чувства и ум.

Итак, очевидно, что материальные качества могут производить многое, ибо, по крайней мере, те, которые названы первыми, всё порождают и всё видоизменяют. Те же, которые названы вторыми,— как свет, запах, вкус, звук,— не производят между собой никакого действия, поскольку они не противоположны. Однако они возбуждают чувства, но посредством тех качеств, которые называются духовными. А то, что духовные качества,— мы говорили об этом, излагая учение о симпатии и антипатии, — производят могущественные действия и составляют силу в природе, также очевидно, ибо они возбуждают и чувства и ум и служат причиной движений у животных; затем они, видимо, производят и перемещения, как притяжение и отталкивание; некоторые же производят и первые качества, как, например, свечение, которое порождает теплоту.

Теперь, когда все это таким образом установлено, спросим у тех, кто для объяснения прибегает к скрытым свойствам: так как всякое действие происходит или от субстанции, или же от материального или духовного качества, то вследствие какой причины происходит, по их мнению, то действие, от которого, как мы видим, возникает контагий? Если они скажут, что от субстанции и формы, то следует ли называть это скрытым свойством? Но пусть они называют это так, как им угодно; форма все-таки не сможет произвести ничего, кроме перемещения вверх, вниз, разрежения, уплотнения; она никогда не сможет произвести заражение, которое само по себе никак не является перемещением, но скорее разрушением или рождением чего-то. Если же они скажут, что это происходит от какого-либо другого качества, например, от какого-либо материального качества, то этим они не обозначат ничего нового, если только они не придумают какого-нибудь неизвестного качества, которое бы не было ни теплотой, ни влажностью, ни сухостью; это, конечно, невозможно себе представить.

контагии

Происхождение контагий на расстоянии

Если же они признают причиной какое-нибудь духовное качество, то они могли бы воспользоваться более известным словом и сказать прямо, что эти контагии производит нечто духовное. Но они, конечно, не могут привести это как причину: во-первых, потому, что все эти духовные качества удерживаются только до тех пор, пока существует то, из чего они проистекли, если только они не существовали лишь мысленно.

Но то, что производит контагий на расстоянии, сохраняется и в отсутствии всего того, что его первично произвело,— и в очаге и в воздухе; более того, оно переносится с одного места на другое, даже через моря. Все это показывает, что переносящееся и существующее вдали от места своего первоначального происхождения есть тело. Если же они скажут, что это действительно тело, которое переносится с места на место, но что оно все-таки действует посредством духовного качества, то они, конечно, прибегнут к ненужному и припишут контагию нечто, несвойственное ему. Ведь если определение контагия сделано верно, то необходимо, чтобы для одного он был таким же, как и для другого, и чтобы и для того и для другого начало его было тождественным, и чтобы то же было и для третьего, четвертого, пятого и для всех других, воспринимающих контагий.

Однако ни одно из духовных качеств само по себе не может произвести это; в известных случаях ничто не препятствует духам медленно убивать и даже разлагать какой-либо состав, изгоняя противоположные начала, что может сделать, например, взгляд животного катаблефы, как было сказано в книге о симпатии, или также смрад; но духовное не может породить в другом то же, что было в одном, так как всякое рождение совершается при посредстве первых качеств. При этих контагиях необходимо не только, чтобы совершалось гниение, но нужно еще, чтобы от первых семян рождались и распространялись другие, тождественные им по природе и составу, подобно тому, как в человеческом теле духи рождают в крови другие духи, тождественные им. Но ни одно из духовных качеств само по себе не может произвести это. Поэтому следует думать, что и в контагиях, происходящих на расстоянии, находится то же действующее начало, что и в других, равно как им свойствен и тот же способ поражения — посредством явных качеств, что, как мы могли видеть, несомненно, признавали также Аристотель и Гален.

Однако семена этих контагиев отличаются как от тех, ко торые поражают только через одно соприкосновение, так и от тех, которые поражают через очаг. Но прежде всего мы скажем, каким образом они могут переноситься на расстояние и каким образом они, видимо, движутся во все стороны, по какой причине они наделены такой силой и так быстро проникают, и наконец определим, какие существуют аналогии и различия между ними и другими семенами.

- Читать далее "Перенос контагий. Семена контагий"

Оглавление темы "История инфекционных болезний. Учение о контагиях":
1. Микроскопическое исследование. Подготовка материала для микроскопического исследования
2. Различия между контагиями. Контагии поражающие через соприкосновение
3. Очаг контагии. Контагии передающиеся через очаг
4. Контагии на расстоянии. Изучение контагий на расстоянии
5. Характеристика контагий на расстоянии. Происхождение контагий на расстоянии
6. Перенос контагий. Семена контагий
7. Проникновение семян контагиев. Поражение человека контагиями
8. Аналогии контагиев. Не всякая контагия есть гниение
9. Причины контагий. Течение контагий
10. Контагии и яды. Отличия и сходства ядов и контагий
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.