Знания о путях передачи бешенства. Клиника бешенства

В наибольшей степени этому контагию подвержены собаки, ибо они, как мы сказали, очень сухи и обладают прижженной кровью. Сначала они становятся унылыми, напоминая меланхоликов, и прячутся от всех, но вскоре, по мере того, как кровь их постепенно разгорячается, они свирепеют, злятся на все и кусаются уже от злобы. Глаза у них краснеют, пасть покрывается пеной; наконец, они впадают в безумие.

Все укушенные ими животные заболевают бешенством и умирают, кроме человека32. Это происходит оттого, что прочие животные, ввиду свирепости, в которой они сходны с собакой, восприняв контагий, неизбежно бесятся вследствие аналогии. Человек же по своей природе совершенно чужд этой свирепости, которая не свойственна ему, вследствие чего он и не обладает имеющейся аналогией к контагию.

От этого и происходит, что бешенством заболевают не все те, кто был покусан; многие, благодаря особенностям своего темперамента, либо не привлекают к себе контагий, либо преодолевают его. Вот как я рассматриваю то, что хотел сказать Аристотель; впрочем, я знаю, что некоторые читают его текст, где говорится об этом, не «кроме человека», а «прежде, чем человек», как будто по-гречески должно читаться не кроме, a прежде, в чем, однако, нет никакой необходимости.

Объяснить, отчего так боятся жидкостей и сами собаки и укушенные собакой,— почему болезнь и называется водобоязнью,— трудно, и мы очень далеки от истолкования этого. При этом не следует верить тому, что говорят многие, и, видимо, полагает Аэтий, а именно, что укушенные так боятся воды потому, что им кажется, будто бы они видят в ней себя в образе каких-то собак. Кое-кто из тех, кто уже начал бояться воды, на вопрос, появляется ли перед ним что-нибудь подобное, отвечал, что он не видит ничего подобного.

передача бешенства

Не происходит ли у больных бешенством то же самое, что бывает и при некоторых других болезнях, при которых отвращение к известным веществам зависит от дурного состояния желудка или языка? Или же недомогание не находится в желудке и языке, так как больные испытывают жажду и стремятся ко всему влажному? Но это страдание скорее вceго зависит от воображения; признаком этого является то, что бодьные не хотят ни видеть питья, ни прикоснуться к нему, хотя они и стремятся к влаге и питью.

Как мы указали выше, в статьях, о симпатии, возможно, что воображение возбуждает в памяти некоторые вещи, обычно внушающие страх; это может происходить и при бешенстве. Ибо, поскольку и рот у больных покрыт пеной, и, что особенно важно, силы их слабеют, у них, возможно, возникает представление о жидкости, лишающей их сил, отчего и возникает страх всякий раз, как они видят жидкость, прикасаются к ней, или слышат, что им предлагают ее. У больных по незначительным поводам развивается устрашающий бред; так, мы нередко наблюдаем, что они, при виде мелких изображений на стенах, воображают, что видят волков и собак, и начинают кричать, и требовать, чтобы их прогнали.

Как мы указали в статьях о симпатиях, то, что высушено, может стремиться к влажному и привлекать его, когда форма по своей природе, как таковая, остается без изменений, хотя в действии и в своих проявлениях она изменяется. Когда же сухость достигает такой степени, что форма уже больше не сохраняет своей природы, но уже отпала от нее, то это сухое не только не стремится к влажному, но чуждается его, как противоположного, и отрекается от него, что наблюдается у тех, кто близок к смерти.

Они так резко отвергают и пищу и питье, словно им невозможно предложить что-нибудь более тягостное и ужасное, чем пища и питье, так как их члены уже утратили свои природные свойства. Итак, при бешенстве происходит такое высушивание, что оказывается нарушенной уже, сама природа, и то, что она раньше принимала, как подходящее и полезное, она теперь встречает, как противное и ужасное, причем отвращение вызывается не только любым действительно существующим питьем, но и воображаемым. Что одержимые бешенством высыхают, очевидно, так как у них начинаются конвульсии на почве сухости.

Что же касается того, что полежавшие под рябиной снова впадают в бешенство если они раньше страдали им в другом месте, то это обстоятельство имеет подобную же скрытую причину, если только верно то, о чем говорит молва. Ведь пары, постоянно выделяющиеся из этого дерева, несомненно, вяжущие и, так сказать, меланхолические, будучи принесены к человеку и согревшись в его теле, могут вызвать то же, что и семена бешенства, особенно же в том человеке, который может снова заболеть бешенством вследствие оставшегося предрасположения. Вот что можно, с известной вероятностью, сказать о бешенстве.

- Читать далее "Сифилис в истории медицины. Клиника сифилиса в древности"

Оглавление темы "Подлинно моровые горячки. Бешенство в истории":
1. История моровой горячки в Британии. Горячка - чечевичка
2. Признаки горячки чечевички. Описание в истории горячки укольчики
3. Изучение причин болезней. История причин контагий
4. Клиника горячек чечевичек. Причины горячек чечевичек
5. Подлинно моровые горячки. Признаки подлинно моровых горячек
6. Причины подлинно моровых горячек. Течение подлинно моровых горячек
7. Контагиозная чахотка. Древние врачи о контагиозной чахотке
8. Бешенство в истории медицины. Распространенность бешенства
9. Знания о путях передачи бешенства. Клиника бешенства
10. Сифилис в истории медицины. Клиника сифилиса в древности
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.