Период эмпиризма в медицине. Рационализм в медицине

В настоящее время физиологическое экспериментирование находится еще в периоде детства. В самом деле, экспериментирование, как и само наблюдение, должно обязательно пройти два последовательных состояния—период эмпиризма и научный период.

В настоящий момент физиологическое экспериментирование еще не вышло из первого периода, оно все еще эмпирическое, и полезно сказать несколько слов по этому вопросу.

Эмпиризм противоположен рационализму; он исключает всякое умозрение и принимает только сырые изолированные факты, не пытаясь ни истолковывать одни другими, ни связывать их в теории. Но если эмпиризм превосходен для накопления фактов и также для того, чтобы удерживать от ошибок при рассуждении, то сам по себе он совершенно недостаточен; он никогда не создаст настоящей науки, так как наука требует всегда вмешательства рассудка и, в противоположность эмпиризму, она должна быть рациональна. Истина не может быть нелогична, все истинное необходимо рационально; все, в конце концов, восходит к разуму, великому критерию Канта.

Итак, мы энергично отклоняем эмпиризм как окончательную форму научного исследования; это период, который нужно пройти, а не оставаться в нем; нужно как можно скорее перейти к рационализму, который является научной формой. Одним словом, эмпиризм констатирует факты, а рациональная наука систематизирует их и возводит в форму теории.

эмпиризм в медицине

Итак, второй период науки экспериментирования заключается в том, чтобы покинуть эмпиризм и облечь экспериментирование в научную форму. Экспериментальная медицина тогда только станет наукой, когда само экспериментирование достигнет достаточно научного развития. Это и есть цель, к которой мы непрестанно стремимся.
Я уже упоминал вам о французском враче и физиологе, работы которого ясно раскрывают нам все выгоды и недостатки экспериментального эмпиризма: это Мажанди.

Мы уже говорили, что он оставлял свои опыты в необработанном виде и отказывался рассуждать о них, даже группировать их с целью их пополнения, устранения противоречий и освещения одних другими. Поэтому Мажанди часто подвергался резкой критике, так как его не понимали; и я должен сказать, что его трудно было понять. Его эмпиризм был в некотором роде инстинктивным, бессознательным; он не возводил его в систему. Я сам, долго прожив с Мажанди, понял его очень поздно.

Мажанди никогда не говорил о физиологических законах и не хотел, чтобы о них говорили. Он не верил в них, потому что он считал, что эта наука не сложилась; он верил только в наличие сырого экспериментирования.

- Читать далее "Мажанди о законах медицины. Открытия Мажанди в физиологии"

Оглавление темы "История эмпиризма в медицине":
1. Живая материя в медицине. Неживая материя в медицине
2. Детерменизм в медицине. Рассуждения в медицине
3. Период эмпиризма в медицине. Рационализм в медицине
4. Мажанди о законах медицины. Открытия Мажанди в физиологии
5. Спор Мажанди и Лонже. Лонже и Мажанди о методах медицинской науки
6. Опыт в экспериментальной физиологии. Условия проведения медицинских опытов
7. Плохие опыты в физиологии. Опыты Вюльпиан в медицине
8. Бернар об опытах Вюльпиана. Совершенный детерменизм в медицине
9. История физиологического экспериментирования. История опытов на животных
10. Основатели физиологического экспериментирования. Формирование языка медицины
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.