Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде

Согласно Е.М. Meлетинскому (1976), в мифологии, в частности австралийской, существовало понятие «время сновидений», т. е. мужчина должен был увидеть во сне мифического предка, душа которого собирается перевоплотиться в его новорожденного ребенка. Во многих древних традициях практиковался обрядовый ночлег возле гробницы предка в поисках ответов на беспокоящие вопросы с целью предсказания и посвящения в то, чего желают «духи».

Особенность истории А. состоит в том, что значительная часть ее посвятительной структуры заключена в содержании сновидений (диалогах с умершими, их наставлениях, испытании послушанием, игрой)/ В них же нашли логическое продолжение контакты с умершими предками: преследование, умерщвление и символическое одевание в шкуру зверя, равнозначные тотемистическому оборотничеству самого дримера.

Другая важная черта, на которую следует обратить внимание, — функциональная синонимичность последовательно появляющихся друг за другом парных «помощников». И пара прародителей, и пара инопланетян — суть проекции бессознательных представлений об одной и той же мистической силе. Во многих современных бредах связь популярного образа «инопланетян» с архаической некромантией устанавливается путем ступенчатых семиотических операций.

В случае больного А. переход от образов реальных умерших предков к тератоморфным («не-людям», инопланетянам) с сохранением той же патронирующей роли, парности и преемственности по отношению к первым происходит явно и не подлежит никакому сомнению. Этот изосемантизм надлежит учитывать при анализе всех тех наблюдений, где фигурируют образы так называемых «инопланетян». Три «маски» предков — антропоморфная (бабушка и дедушка), зооморфная (медведь) и космическая (инопланетяне), в знаковой системе данного бреда налицо.

каннибализм при шизофрении

Имеются также признаки инициационного «выворачивания» в двух противоположных по форме, но единых по сути действиях: в имитации состояния «зверя внутри» («зверушка в варежке») и символической инкорпорации дримера в тело зверя («надевание шкуры медведя»). Ожидаемое пациентом «похищение» космическими пришельцами равнозначно этапам испытания и посвящения.

С культом умерших предков связано происхождение каннибализма, который практиковался как способ отождествления с предками, обретения их души, мужества, силы и опыта (Велецкая Н.Н., 1978; Леви-Стросс К., 1985). В. Mahnowsky (1955) пишет о сакроканнибализме — обычае поедания плоти умершего в знак его почитания. По мнению ученого, в основе этого обряда лежит амбивалентность мотивов: желание сохранить останки и вместе с тем отвращение и страх; желание сохранить связь и при этом порвать узы.
Каннибализм, запрещенный в быту, мог регламентироваться как норма в системе низшего пищевого режима у инициируемых обитателей мужского дома.

Мотивы антропофагии, направленные на окружающих, мы наблюдали в структуре бреда и/или патологии влечений в четырех случаях параноидной шизофрении и в одном случае простой ее формы. Примечательно, что во всех случаях предъявления каннибалистических идей потенциальными жертвами оказывались ближайшие родственники старшего поколения (родители, бабушка) и только в случае простой формы — незнакомые дети. При этом данные идеи не были проявлением непосредственно негативного, враждебного отношения к жертве.

Они озвучивались достаточно индифферентно (все больные с эмоцинально-волевым дефектом) в русле спонтанных фантазирования или воспоминаний об эпизоде компульсивного влечения к антропофагии (как у больного с простой формой).

- Читать далее "Пример каннибализма. Каннибалистический бред"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Души умерших при шизофрении. Каннибализм в шизофреническом бреде
2. Пример каннибализма. Каннибалистический бред
3. Интерметаморфоз при шизофрении. Зооморфные интерметаморфозы
4. Пример интерметаморфозов. Феномены ложных узнаваний при бреде
5. Бред инсценировки при шизофрении. Инсценировка обрядового действа
6. Персекуторный бред. Игровое поведение при шизофрении
7. Магическое воздействие на посвящаемого. Бред магического воздействия
8. Воздействие катартической магией на шизофрению. Бред воздействия молнией
9. Огонь и вода при шизофрении. Бред воздействия огня и воды
10. Символика бросания при шизофрении. Магическое воздействие указанием
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.