Субинцизии в шаманизме. Психопатологический синдром коро

У австралийцев существовал обычай «субинцизии» — обрядового уподобления андрогину (Мелетинский Е.М., 1990). Вероятно, с ритуальной андрогинией связаны и многочисленные обычаи кастрации и самокастрации у различных народов.

У представителей протомалайской расы даяков (о. Борнео и о. Сулавеси) после посвящения было принято носить женскую одежду пожизненно, выполнять женскую работу, иногда брать себе «мужа» — все это совершалось вследствие приказа «свыше» (троекратно во сне), отказ означал обречение себя на смерть (Элиаде М., 1998).

Ритуальное превращение в женщину мы встречаем у камчадалов, азиатских эскимосов, каряков, племен Индонезии, Южной Америки (патагонцев, араукан), некоторых североамериканских племен (арапахо, чейни, юте), африканцев (иллюстрация 15). Этнографы связывают данные обычаи с идеологией, восходящей к матриархату. Если шаманам-мужчинам было свойственно женоподобие, то женщинам-шаманкам - мужеподобие.

М. Элиаде (1998) констатирует, что у многих племен шаманством занимаются женщины. Когда-то оно было прерогативой гомосексуальных индивидов (например, у чукчей). Если даже шаманы имеют нормальную сексуальную ориентацию, «духи» вынуждают их одеваться, как женщины.

субинцизии в шаманизме

В.Н. Басилов (1982), описывая трансвестизм и транссексуализм у шаманов-узбеков, отмечает, что обусловленность этих признаков «подчиненностью воле духов» считается даже своеобразным критерием «подлинности» шамана. Превращение пола, согласно данным того же исследователя, было знакомо и скифам; у них существовали гадатели - жрецы-энареи, наделенные чертами анд-рогинности.

Из древнехристианских сочинений ученика св. Иустина Татиана (II в. н. э.) известно, что людям с нечеткой половой идентификацией отдавалось предпочтение в исполнении языческих ритуалов.

Психопатологический синдром коро, характеризующийся пароксизмально возникающим ощущением втягивания наружных гениталий (а у женщин и молочных желез), а также страхом смерти, согласно нашим собственным наблюдениям, встречается у больных шизофренией примерно в 1% случаев. Более распространенными при этой болезни у обоих полов являются различные короподобные элементы в структуре нозоспецифической психопатологии, которые, как и развернутые коро, оказываются органично «вмонтированными» в конструкцию «шаманизма превращенного пола».

К последнему культуральному феномену восходит, по всей вероятности, историогенез и самого синдрома коро, который не ограничивается одной нозологией и, как свидетельствуют его описания в мировой литературе, одной географической широтой (Зайцева-Пушкаш И.А., 2000).

Иногда весьма необычные переживания, составляющие основу бредового сюжета, становятся доступными для интерпретации лишь при сопоставлении их с «шаманизмом превращенного пола». И хотя приведенный ниже случай включает в себя бред не аутометаморфозы, а интерметаморфозы, он является показательным в том смысле, что шаманская андрогиния может проецироваться больными не только на себя, но и на ближайшее окружение.

Направленность же проекции определяется адаптационными запросами личного бессознательного пациента, в данном случае — потребностью в переадресации ответственности за свою сексуальную слабость и нездоровье на жену.

- Читать далее "Пример подмены женщины при шизофрении. Интериоризация тотемного предка"

Оглавление темы "Шаманизм и одержимость при шизофрении":
1. Тотемная одержимость. Превращение в неизвестное существо
2. Феномен оборотничества. Признаки маскарада при шизофрении
3. Синкретические мифологии. Признаки имитации тотема
4. Шаманизм превращенного пола. Пример шаманизма превращенного пола
5. Бред шаманизма при шизофрении. Бред превращения в женщину
6. Субинцизии в шаманизме. Психопатологический синдром коро
7. Пример подмены женщины при шизофрении. Интериоризация тотемного предка
8. Насильственность в психическом автоматизме. Параметры ожержимости при шизофрении
9. Насильственные варианты одержимости. Бред инкорпорации и экскорпорации
10. Онейроид. Эквиваленты онейроида и их экстраекция
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.