Пример подмены женщины при шизофрении. Интериоризация тотемного предка

Больной Н , 51 год (архив 1990 г.) До 13 лет страдал энурезом. Перенес операцию по поводу варикоцеле, после чего переживал, что не сможет жениться Психически болеет с 20 лет Женат, имеет двоих детей В прошлом высказывал бред отношения, аппаратного воздействия и одержимости («в голове - передатчик мыслей»), отравления газом в адрес сотрудников и жены.

По бредовым мотивам уволился, 3 года не работает. Госпитализирован в связи с агрессией к жене. Стал обвинять ее в том, что она не жена, а незнакомый «мужчина-кастрат», похожий на жену. Догадался о «подмене» 3 года назад однажды взглянул на жену (одетую) и «увидел», что у нее отсутствует половая щель и внутренние гениталии После того как начал спать отдельно от жены, улучшилось самочувствие, «в голове стало свободнее».

Считает, что «кастрат» ничего не знает об их совместной жизни. Тело «кастрата» временами становится то больше, то меньше, а почему — не знает. Детей также считает подмененными. То, что случилось с его женой, может быть «заразным» и для него. Чтобы «не заразиться», достаточно, по его мнению, не вступать с «ним» («кастратом») в половые отношения.

Не исключено, что подобные конструкты могут становиться преамбулой к формированию в дальнейшем бреда метаморфозы собственного пола. Так, по сообщению В.Н. Басилова (1982), духи, под влиянием которых совершается андрогинизация шамана, как правило, женского рола. Кроме того, предвестником подобной трансформации бреда у больного Н. служит отчетливая «контагиозность» и в магии вредоносного воздействия жены, и в магии перемены ею пола Изменчивость физических размеров тела жены указывает на участие в сакральном ритуале, причастность к миру «духов». Следовательно, в рассматриваемом сюжете «жена-шаманка» — это еще и патронесса инициации самого героя.
Бред одержимости — интериоризация тотемного предка

женщины при шизофрении

Развивая тему тотемистического «выворачивания», следует сказать, что в языческой идеологии данное явление предполагало не просто смену «масок», а взаимообмен душами посвящаемого и тотема. Уже в работах Дж. Фрезера (1986) было показано, что смысл архаической инициации заключался в том, чтобы вынуть душу юноши и поместить ее в тотемное животное, а душу животного переселить в тело юноши. Но именно такой смысл приоткрывается в наиболее точно совпадающих с историческим прототипами вариантах шизофренического бреда.

1. Больной У (архив 1991 г) Казалось, что его душа переселилась в бродячего пса, которого он приютил. Пес был кастрирован, поэтому и себя решил кастрировать Вошедших врачей психиатрической бригады встретил собачьим скулением, бросился лизать им ноги

2. Больная Ш. (архив 1992 г.) в начале острого бредового приступа почувствовала особую близость к домашнему говорящему попугаю он якобы понимал ее без слов, слышала в голове его мысленные советы, также мысленно ему отвечала Услышала его мысленную мольбу «Выпусти меня на волю» Поняла, что ее душа вошла в попугая, и поэтому выпустила его из клетки с мыслью' «Пусть живут звери, птицы, а я должна умереть»

3. Больной О. (архив 1999 г.) однажды заявил в психозе, что его домашний кот - хозяин дома.
Здесь взаимообмен ролями с животным в рудиментарном виде подразумевает идею обмена душами между человеком и тотемом.
4. Больной Ф (архив 1991 г) утверждает, что человека с помощью пыток и гипноза можно превратить в медведя. Он изобрел способ, при котором медведь может вести наблюдение внутри человека с помощью телекамеры и изменять его поведение Для этого нужно съесть мясо медведя со встроенным электропроводом Способ достижения одержимости через поглощение тотема или каннибализм следует отметить как одно из основных положений, дающих ключ к пониманию природы язычества. В. Malinowsky (1955), вслед за другими учеными-предшественниками, едва ли не центральным звеном инициации считал культ еды. По его словам, «причастие и жертвоприношение приобщают человека к Провидению».

- Читать далее "Насильственность в психическом автоматизме. Параметры ожержимости при шизофрении"

Оглавление темы "Шаманизм и одержимость при шизофрении":
1. Тотемная одержимость. Превращение в неизвестное существо
2. Феномен оборотничества. Признаки маскарада при шизофрении
3. Синкретические мифологии. Признаки имитации тотема
4. Шаманизм превращенного пола. Пример шаманизма превращенного пола
5. Бред шаманизма при шизофрении. Бред превращения в женщину
6. Субинцизии в шаманизме. Психопатологический синдром коро
7. Пример подмены женщины при шизофрении. Интериоризация тотемного предка
8. Насильственность в психическом автоматизме. Параметры ожержимости при шизофрении
9. Насильственные варианты одержимости. Бред инкорпорации и экскорпорации
10. Онейроид. Эквиваленты онейроида и их экстраекция
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.