Мифология шаманского бреда. Периодизация сюжета онейроида

Сюжет содержит в себе мифологемы великой Матери Земли (предка славян) и великого Отца Неба, с образом которого у пациента ассоциированы восточные религиозные культы (индуизм, буддизм, йога) и народы, обобщенно названные индусами. В системе бинарных оппозиций материнское начало аккумулирует в себе такие признаки, как земля, материя, добро, оседлость, земледелие (благоприятные), отцовское начало — небо, дух, зло, пришлость, военная экспансия (неблагоприятные признаки).

Тотемное имя Лис (в архаике — хтоническое) увязывается с преморбидной «охотой на лис» подобно тому, как в ритуалах посвящения необходимым условием для получения тотемного имени была охота юноши на тотемное животное, поединок с ним. Устроители ритуала — небожители, «славянские боги», символизирующие единокровных предков.

Стоит обратить внимание на то, что магическим актом, непосредственно предшествовавшим одержимости в структуре первого психотического приступа, послужила практика йоги и медитаций, атрибутированная в дальнейшем развитии бреда злому началу. Это означает, что конструкция инициации в бреде больного М. выстраивается вокруг внутреннего конфликта между «светом» и «тьмой», вокруг преодоления в себе «злого семени» ценой испытаний, посвящений и подвигов.

шаманский бред

Указанный конфликт остается «за кадром бреда», тем не менее его вычленение путем реконструктивного анализа и заполнения «лакун» текста оказывается полезным для того, чтобы увидеть, что одержимость в смысле магической нацеленности на ассимиляцию какого-то тотема в случае больного М. изначально дихотомична. Дальнейшее развитие онейроидных коллизий происходит по той же схеме достижения тотемной идентичности (которая здесь подменена понятием идентичности этнической), но в отличие от предыдущих наблюдений не столько посредством прямого отождествления со своим тотемом (хотя и этим тоже: имя Лис присваивается благодаря военной хитрости, знанию военной магии), сколько посредством героической победы над враждебным тотемным родом.

Структура всех онейроидных картин воспроизводит основную последовательность инициации в сюжетных линиях смерти (инобытия), испытания (истязаниями, расчленением, жертвоприношением, загробным судом, решением трудных задач, совершением подвигов), магико-тотемистического посвящения и нового рождения. Эти узловые мотивы не обязательно присутствовали во всей полноте, но в количестве хотя бы двух-трех они всегда могли быть отслежены.

Наряду с этим, нельзя не признать очевидных фактов, что мотивы «смерть — испытание — посвящение — новое рождение» с не меньшим постоянством обнаруживаются в структуре любых бредовых синдромов при шизофрении. Это влечет за собой естественный вопрос о сходстве и различиях в корреляции семиотики шизофрении с паттерном МРК в зависимости от превалирующей симптоматики - галлюцинаторно-бредовой или онейроидной.

Симптомы галлюцинаторно-бредового (неонейроидного) спектра семантизируются достаточно точно и симметрично в знаковой системе мифоритуального паттерна на всех его этапах, не исключая и VIII, причем семантика VIII этапа («смерть — испытание - посвящение — новое рождение») полнее всего транслируется в содержание психического автоматизма. Тогда как взятый в отдельности от предшествующего синдромокинеза онейроидный сюжет воспроизводит, помимо своего основного, VIII этапа всю последовательность МРК, от первого этапа до последнего.

- Читать далее "Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении"

Оглавление темы "Онейроидная шизофрения":
1. Одержимость и синдром Кандинского. Пример одержимости при шизофрении
2. Символы одержимости. Причины одержимости при шизофрении
3. Тройной автоматизм. Этапы одержимость—онейроид
4. Смерть при континуиме одержимость—онейроид. Сопричастность при шизофрении
5. Автоматизм снов. Онейроидные картины шизофрении
6. Шаманский полет. Шаманское сновидение
7. Шаманский сюжет бреда при шизофрении. Пример шаманских сюжетов бреда
8. Мифология шаманского бреда. Периодизация сюжета онейроида
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Мифологическая конструкция шизофрении. Инициация мифологического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.