Советуем для ознакомления:

Психиатрия:

Популярные разделы сайта:

Персональные мифологические модели бреда. Бред посвященного героя

При определении в бредовом сюжете типа персональной мифологической модели мы руководствовались критерием, принятым в структурной антропологии — основной функцией главного действующего лица (Барт Р., 1987). В рамках клинико-историогенетического метода данному критерию наиболее точно соответствовала «миссия» пациента в контексте бредового повествования. С учетом сказанного выше были определены 8 типов персонально-мифологических моделей (архетипических героев) бреда:

• посвященный герой;
• умирающее и воскресающее божество природы;
• спаситель мира;
• тотемный (чудесный) супруг;

• культурный герой;
• трикстер — антагонист культурного героя;
• демиург - первопредок;
• герой, персонифицирующий космические объекты.

Мифоконструкции других форм шизофрении и шизоформных состояний (дополнительный материал) подлежали в целом той же типологической дифференциации. Они не включены в показания таблицы по причине ограниченности наблюдений, но выдержки из них будут далее экспонироваться.

бред посвящения при шизофрении

Бред посвященного героя

Идентификация с посвященным героем была свойственна в той или иной степени всем без исключения пациентам. Однако в бреде большинства из них универсальная схема посвящения служила прологом к идентификации с миссией более разветвленного или более масштабного порядка. Основанием для выделения ряда клинических случаев в специальную когорту А (посвященный герой) послужил тот факт, что бредовая позиция пациентов на период наблюдения не выходила за рамки миссии «экстрасенса», «контактера», «целителя», «предсказателя» (прототип — шаман), а также общественно-политического лидера (прототип — вождь племени).

Это, впрочем, не исключало в дальнейшем возможности развития посвященного героя в «культурного героя», «спасителя мира» или другого персонажа. Поэтому отнесение клинического случая к когорте А, равно как и В, С и т. д., достаточно условно и выражает скорее диалектический момент раскрытия на определенном временном отрезке полноты некоего синкретического архетипического образа, чем раз и навсегда оформившуюся ролевую принадлежность. Во всяком случае, такова общая тенденция.

В зависимости от целевого акцента посвящения все наблюдения выборки и когорты А, в частности, были доступны дифференциации по типам:
А-1 — посвящение в ритуале «перехода» (юношеская инициация);
А-2 — шаманское (мистическое) посвящение;
А-3 — тотемистическое посвящение;
А-4 — посвящение в героическом мифе;

А-5 - брачное посвящение;
А-6 — женское посвящение;
А-7 — охотничье посвящение;
А-8 — воинское посвящение;
А-9 - демоническое посвящение.

Подобная дифференциация является отчасти искусственной, отвечающей скорее требованиям теоретического удобства, чем реальной картине, поскольку многие клинико-посвятительные паттерны являются как раз смешанными. Так, особенности посвящения в бреде у женщин, больных шизофренией, могли одновременно соответствовать женскому, брачному и тотемистическому типам. В целом характерным было переплетение шаманского и тотемистического посвящения.

- Читать далее "Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Токсический компонент посвящения. Токсический компонент бреда
2. Дурман в виде компонента бреда. Испытание жертвоприношением при бреде
3. Сексуальная оргиастичность посвящения бреда. Элементы эротики при шизофрении
4. Бред аллопсихического воздействия. Пример бреда аллопсихического воздействия
5. Дар пророчества и ясновидения при бреде. Получение нового имени при шизофрении
6. Получение магического предмета при бреде. Магический предмет при шизофрении
7. Мотив незнайки при бреде. Псевдопарапраксия и псевдоапраксия при шизофрении
8. Парафренные синдромы - бред Котара. Нигилистические варианты парафренных синдромов
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда