Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда

В эту категорию были включены те посвятительные конструкции бреда, в которых значимость возрастной социализации, перехода в более зрелую общественную группу и самоутверждения в социуме преобладали над собственно мистическим компонентом ритуала. Хотя сразу стоит оговориться не было ни одного наблюдения шизофрении, в котором этот мистический компонент не обнаруживался бы вовсе.

Больной Л , 21 год (госпитализирован 23 12 95), русский, студент последнего курса технического вуза Анамнез без особенностей. Холост. Во время учебы в институте систематически употреблял алкоголь, иногда достигая выраженного опьянения Учился посредственно, случались академические задолженности с несвоевременной сдачей экзаменов Последние полгода начал задумываться о смысле бытия и своем будущем, страшила мысль о скором окончании института, тревожило, что не найдет «свое место в жизни».

Стал испытывать утрату чувств, в целях эйфоризации начал регулярно курить «план», прекратил выпивку, опасаясь последствий, как он выразился, несовместимости алкоголя с каннабисом Читал эзотерическую литературу (Е П Блаватскую и т п ) В середине декабря заметил, что сокурсники, а вслед за ними и другие люди, знакомые и незнакомые, пытаются им управлять жестами и взглядами, «проверяют, ведут игру, испытывают на прочность» Решил, что «это какой-то ритуал или посвящение» Испытывал нарастающую тревогу и растерянность.

Время сдвигалось то в прошлое (казалось, что вокруг него идет «средневековая охота на ведьм»), то в настоящее. Из-за пустоты и бесчувствия в душе осознавал себя словно мертвым. К нему домой зашел одноклассник, с которым очень легко было общаться, понимали друг друга с полуслова. Подумал «Друг знает правила игры, надо держаться к нему поближе». Стало немного спокойнее, но ночью не спал, размышлял об открывшихся у него способностях понимать все с полуслова 17 декабря на основании того, что помутнело зеркало, а в бутылке с вином быстро выпадает осадок, понял, что в их квартире находится геопатогенная зона.

Следующую ночь снова не спал, вспоминал всю свою жизнь. Пришел к заключению, что на их семью наведена порча соседями снизу, а сам он стал рассадником болезней. Решил лечить заболевших из-за него людей. Поэтому на следующее утро, 18 декабря, прежде чем приступить к этой миссии, захотел очиститься выбросил веши, казавшиеся подозрительными, закопал свои черные брюки в землю (через день откопал их и надел). Оделся не по сезону, легко, во все белое и пошел по городу с Библией в кармане и двумя бутылками церковного вина. Решил поселиться в каком-то общежитии, так как оставаться дома было невозможно.

бред шизофрении

В своем маршруте руководствовался Библией, открывая ее наугад «Ведомый какой-то силой» оказался в парке у озера, сел на крутом склоне с мыслью «Если скачусь в воду, это будет мне крещением, наказанием, которое я обязан понести за грехи». Поскольку в воду не упал, выбросил туда бутылки с вином Войдя в общежитие, снял обувь и носки, пошел босиком, «чтоб быть полностью белым и чтобы порча не пристала к телу». Постучался в одну из комнат — открыла незнакомая девушка Подумал: «Почувствовала мою энергию». В целях исцеления девушки снял висевшие в комнате черные гамаши, тут же в Библии прочел слово «земля», понял, что их надо закопать в землю, что он и сделал в сквере. Вернулся домой в приподнятом настроении, с чувством выполненного долга. К вечеру снова появилась тревога. Поехал к другу, держа в правой руке Библию, а в левой — два вареных яйца, которые то и дело перекатывал в ладонях, исходя из следующего соображения.

«В случае наведения порчи, яйца разобьются, но порча останется на них». По дороге старался смотреть только на горящие фары встречных машин - таким образом «приучал себя к свету, исходящему из души человека». Возле дома друга одно яйцо разбилось. Закопал яйца в куче листьев. Друга не застал дома. После долгих ритуальных действий и чтения молитв отыскал яйца и съел их, откопал спрятанные им ранее гамаши и забрал их.

22 декабря, очертив вокруг себя круг, застывал в одной позе, уставив взгляд в одну точку. Чувствовал, что пребывает не столько дома, сколько в какой-то другой реальности. На следующий день, 23 декабря, мать показалась чужой женщиной, в которую вселился сатана. По этой причине избил мать, давил ей на глазные яблоки с целью изгнания сатаны. В связи с агрессивным поведением был госпитализирован.

Врачу объяснил, что действовал, как автомат в чьих-то руках; тогда думал, что им руководит Бог, но теперь понял, что это был его отец, поскольку «человек с сединой становится на порядок выше всех». Жалуется на тоску, которую считает признаком порчи. Высказывает бред чужих родителей, инсценировки В отделении замечает продолжение игр «на проверку». Вывеску «График смены масок» интерпретирует с особым значением, в контексте бреда инсценировки. Попадающие в поле его внимания числовые комбинации пытается расшифровывать нумерологически «7 - божественное число, 8 - дурная бесконечность» и т. д.

1 января 1996 г признался, что с «играми» покончено, но он еще очень образно мыслит, и вокруг него происходят странные совпадения. Они свидетельствуют о том, что сознание у него не обычное, а телепатическое. Теперь он уже сам ведет игру и оказывает воздействие на окружающих. Его положительные эмоции благотворно влияют на больных. Подобные параноидные идеи удерживаются на протяжении еще 3 мес, хотя перестал их высказывать активно. Выписан в состоянии сформировавшейся ремиссии.
Диагноз шизофрения, параноидная форма, острый параноидный синдром.

Не исключено, что заболевание у Л. началось несколькими годами ранее, но оно могло маскироваться алкоголизацией. Манифестный психоз развился на последнем году обучения в вузе, т е. незадолго до предстоящей смены привычного жизненного стереотипа, сулящей повышение социально-материального ранга - окончания учебы и начала самостоятельного труда, перехода из социальной группы студенчества в категорию молодых специалистов. Однако новый ранг зрелости предполагает и более высокий уровень ответственности, а это означает, что он является одновременно и тестом на соответствие ему.

Семиотика психоза во многом отображает потребность молодого человека участвовать в «играх взрослых», быть одновременно понимающим и понятым. Не останавливаясь подробно на той пережиточной симптоматике, которая была рассмотрена ранее, отметим главное в следующей статье.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Токсический компонент посвящения. Токсический компонент бреда
2. Дурман в виде компонента бреда. Испытание жертвоприношением при бреде
3. Сексуальная оргиастичность посвящения бреда. Элементы эротики при шизофрении
4. Бред аллопсихического воздействия. Пример бреда аллопсихического воздействия
5. Дар пророчества и ясновидения при бреде. Получение нового имени при шизофрении
6. Получение магического предмета при бреде. Магический предмет при шизофрении
7. Мотив незнайки при бреде. Псевдопарапраксия и псевдоапраксия при шизофрении
8. Парафренные синдромы - бред Котара. Нигилистические варианты парафренных синдромов
9. Сновидный автоматизм. Пример ориентированной шизофрении
10. Посвящение в ритуале «перехода» при шизофрении. Юношеская инициация бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.