Артисты и гипнотезеры в бреде. Мифы о космической битве при шизофрении

Сопоставление, которое проводит пациент между человеческой головой и яблоком, а также «понимание языка деревьев» в репертуаре его бредовых достижений ассоциируются с мифологемой мирового древа, вдоль которого путешествует душа шамана. Оккультное значение, придаваемое пациентом теменной области, корреспондирует с представлениями о ней в шаманизме как о месте входа и выхода души или особой мистической силы (Герасимова К.М., 1989;Харнер М., 1994).

В качестве посвятителей пациента фигурируют артисты и гипнотизеры: они воздействуют на него психически, управляют им, зовут в их особый, находящийся в космосе мир, там наделяют его талантом, помогают вернуться на Землю. Закономерно, что сам Е., пройдя испытания и посвящения, тоже становится артистом и экстрасенсом. Его герой выходит из испытаний победителем и, как он сам себя называет, «экстрасенсом по пеплу и дыму».

Продукты горения в индоевропейской традиции издавна почитались как носители счастья, а в Европе был широко популярен обычай целовать трубочистов «на счастье». Идея чудесного превращения золы из «низкого» материала в «высокий» запечатлена в известной сказке «Золушка» и мифе о птице Феникс.

Анализ случая больного Е. будет неполным, если обойти вниманием интересный в его бре-дообразовании момент, где от посвятительной конструкции «отпочковывается» персональный мифологический образ пациента - «рогатый желтый дракон». Образ рогатой змеи или рогатого дракона известен в греческой мифографии под именем Загрей — сына громовержца Зевса и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея (Грейвс Р., 1992)..

артисты при бреде

Согласно мифу, титаны напали на Загрея, но он устрашил их, превратившись, сообразно пяти временам года, в пятерых животных поочередно, в том числе рогатого змея (дракона) и быка. За то, что титаны затем все же схватили за рога и растерзали Загрея, Зевс наказал Землю страшным пожаром. Загрей считался одной из ипостасей Диониса, также изображавшегося в образе рогатого змея или рогатого младенца (там же).

Мифы о космической битве, батальное соперничество и союзничество с олицетворяемыми силами природы типичны для индоевропейского героико-посвятительного эпоса. Обратимся снова к нашему тексту. Амбивалентный образ кумира, воплощающего собой и соперника героя, и патрона инициации, явно космогоничен: ряд присущих ему черт с мифологической точки зрения атрибутивны для громовержца.

Достаточно сказать, что слово в мифопоэтике отождествлялось с громом, а кумир пациента не просто поэт, он еще музыкант и певец. Дубинка, которой он вооружен и с помощью которой способен сокрушать небесные тела, — неотъемлемый атрибут сказочных богатырей. Ее древнеиндоевропейское название - кий. Точно так именовался кузнец и помощник бога-громовержца в его поединке со змеем (Хлобыстина М.Д., 1987). Обоюдоострым топором-молнией, а также свастикой — солярным знаком, символом вечного движения и покорения четырех сторон света, принято было украшать изображения воинствующего бога-громовержца (Перуна - у славян, Зевса — у греков).

Закономерно, что герою открывается новый смысл именно тех привычных понятий, которыми обозначен его кумир, что позволяет ему выстраивать собственную тактику военной магии, используя оборонительную и наступательную функции креста, свастику, изображаемую в пиктограммах пациента как скрещение двух одинаковых символов смерти (как две скрестившиеся «косы Смерти»), — знак победы над ней. В пользу предположения о мифологической функции кумира как функции громовержца свидетельствуют и электростатические взаимодействия между ним и посвящаемым. («Сначала они с Высоцким были врагами — плюс и плюс отталкиваются. Между ними произошла битва ..
Ему удалось при помощи ультразвука догнать Высоцкого и потереться о его спину, после чего они снова стали друзьями».)

- Читать далее "Образ летучего дракона в бреде. Пример психического автоматизма"

Оглавление темы "Мифологические особенности шизофренического бреда":
1. Описание ритуала перехода при шизофрении. Шаманское (мистическое) посвящение при шизофрении
2. Пример шаманского посвящения. Больной с клиникой мистического посвящения
3. Значение ворона в бреде. Бред потусторонних страданий
4. Пример кататоно-онейроидного синдрома. Пример человека-оборотня в бреде
5. Волки в мифологии. Персональный мифологический бред волков при шизофрении
6. Бред отвергнутого жениха при шизофрении. Пример психоза отвергнутого жениха
7. Круговая вертикаль при шизофрении. Бред спирали жизни
8. Эрос и танатос в бреде. Элемент птицы при шизофрении
9. Артисты и гипнотезеры в бреде. Мифы о космической битве при шизофрении
10. Образ летучего дракона в бреде. Пример психического автоматизма
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.