Посвятительная конструкция бреда. Тотемистическое посвящение

Посвятительная конструкция в бреде представлена длинной вереницей телесных истязаний, расчленений, одержимости, повторяющихся умираний и воскрешений. Этот случай интересен еще и тем, что одержимость и инобытие, интроекция и экстраекция духовного мира фактически сливаются воедино.
Внутренний мир больного — арена умирания и воскрешения, владения демонических сил, место вселения душ умерших и одновременно источник целительной силы для живых.

Эти функции в языческой традиции издавна приписывались шаманам. Опосредование воздействия электричеством и магнетизмом, сначала с пассивным, затем с активным знаком (от пациента «исходят целебные лучи»), дополняет шаманский «реквизит». Функция «поглотителя мертвых душ» и непрерывный кругооборот духовных энергий между душой пациента и миром мертвых неявно подразумевают способность жертвующего собой демиурга к «воскрешению», именно с этим образом пациент скорее всего будет идентифицировать себя в дальнейшем.

В качестве основных посвятителей героя выступают два демонических персонажа, у которых даже имена звучат как сказочные — змея Огневица и Рак. В русских сказках встречаются образы, персонифицирующие громовника и молнию, — это царь Огонь и жена его Маланица.

бред

Вместе они преследуют змеевидного Змиулана В бреде М. электромагнитные взаимодействия, а также специфическая вербализация телесных сенсаций, вызываемых, как окажется впоследствии, «змеей» (в теле «что-то ползает»), в той или иной форме пронизывают весь ход событий. Таким образом, можно предположить, что семиотика воздействующих на пациента мифоподобных объектов представляет собой синкретическое смешение трех вышеуказанных сказочных персонажей.

Случаи больных Е. (предыдущий) и М. - разные и по содержанию, и по клиническим параметрам болезни, тем не менее в них хорошо прослеживается связь шаманского посвящения со структурой основного индоевропейского мифа.

Тотемистическое посвящение. Его элементы можно встретить транзиторно или в закодированном виде почти в каждой мифоритуальной структуре при шизофрении. Необходимость выделения из когорты А этой отдельной подгруппы была продиктована тем, что в ряде бредовых конструкций сопричастность тотему была самодовлеющей или, во всяком случае, доминирующей по сравнению с другими идентификационными элементами посвящения. Из числа приводившихся уже фрагментов клиники «чисто тотемистическими» можно считать бредовые сюжеты у больной К. с бредом одержимости червями и больного Д. с «превращением» в ворона . Тотемистическое посвящение презентирует случай У. с поведением ликантропии.
Интересно увидеть, насколько различным может быть воплощение в клинике одного и того же тотемного символа - волка.

- Читать далее "Пример тотемистического бреда. Особенности тотемистической шизофрении"

Оглавление темы "Женский бред при шизофрении":
1. Посвятительная конструкция бреда. Тотемистическое посвящение
2. Пример тотемистического бреда. Особенности тотемистической шизофрении
3. Бред чужого при шизофрении. Эволюция бреда чужого в тотемный формат
4. Посвящение в героическом мифе. Пример тотемистической динамики бреда
5. Анализ примера героического мифа. Метаморфозы героического бреда при шизофрении
6. Брачное посвящение. Бред женского посвящения при шизофрении
7. Женская шизофрения. Особенности женского бреда
8. Пример женского бреда. Создание галлюцинаторного мира при женской шизофрении
9. Анализ женского бреда. Анализ женских галлюцинаций
10. Бред посвящения при женской шизофрении. Девушка мужского дома - в женском бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.