Ритуал инициации кататонической шизофрении. Продуктивная симптоматика шизофрении

По господствующему в этнографии определению, ритуал инициации представлял собой институт социализации подростков в период родового строя, выражавший акт сопричастности тотемической группе.

Он образовывал систему так называемых «переходных» обрядов, предваряющих вступление юноши в старшую возрастную группу с получением права на брак, в более высокий социальный клан, а также посвящение в шамана, вождя племени.
По выражению F. Klix (1982), обряд инициации содержал для посвящаемого первый опыт социального принуждения, автоматической подчиняемости традиционному канону.

На то, что последовательность действий любого сложного ритуала во всех архаических культурах мира однотипна и структурирована в соответствии с трехчастной схемой обряда посвящения, указывают подавляющее большинство этнографов.

По данным С.Н. Невелевой (1988), В.Н. Топорова (1988), A. van Gennep (1960), первый этап обряда заключается в отделении индивида от привычного социума с наложением на него ряда табу, второй этап - собственно посвящение, испытательный период, включающий символическую имитацию смерти, «контакт» с миром умерших предков и приобретение эзотерических знаний, третий этап — возвращение посвященного в новом социальном статусе или «второе рождение».

кататоническая шизофрения

Попытки объяснить подобное единообразие табу и ритуалов миграционным взаимопроникновением культур не получили широкого признания, поскольку законы мышления и типология обычаев в этнических изолятах ничем принципиально не отличаются от открытых сообществ.

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу реконструкции в клинике бреда прообразов архаического мышления, стоит проследить в универсальной (архетипической) структуре древнего синкретического ритуала параллели со всей продуктивной симптоматикой шизофрении. Основная типология двигательно-волевых проявлений шизофрении (особенно при кататонии), обладающих значительно большим транскультуральным единообразием по сравнению с вербальными проявлениями (Жабленски А., 1986), имеет аналогии не только в биологических моделях филогенеза, но и в ритуальных паттернах историогенеза.

Практически любому симптому или синдрому кататоно-гебефренического спектра может быть подыскан семиотический аналог в знаковой системе архаического ритуала — факт, неопровержимо свидетельствующий в пользу ранее упоминаемой концепции континуитета непараноидных и параноидных форм - с одной стороны, и эволюции - биологической и социокультурной - с другой.

С помощью метода клинико-эволюционного анализа установлено, что прототипом бреда колдовства в филоисториогенезе является ритуал вредоносной магии, а бреда аутометаморфозы и одержимости — поведение тотемистической имитации, нацеленное на достижение максимального сходства с внешностью, повадками тотема в ритуальном танце, маскараде, татуировке (Самохвалов В.П., 1989).

По сведениям В.Я. Проппа (1986), С.А. Токарева (1990), идентификация участника ритуала с предком, в том числе тотемным, являлась кульминационным моментом обряда посвящения. Но если бред одержимости животным достаточно наглядно ассоциируется с анималистическим тотемизмом, то в случае расширенного толкования границ этого бреда связь с тотемизмом может показаться не столь убедительной.

Возражениям подобного рода противостоит тот факт, что архаические верования в родство с природными объектами не ограничивались сферой животного мира, но распространялись на растения и неодушевленные предметы (Tylor E.B., 1871).

- Читать далее "Бред одержимости. Зрительные галлюцинации при шизофрении"

Оглавление темы "Бред при кататонической шизофрении":
1. Семиотика. Эволюционная парадигма шизофрении Самохвалова
2. Эволюционные формы кататонической шизофрении. Катотоническая моторика
3. Ритуал инициации кататонической шизофрении. Продуктивная симптоматика шизофрении
4. Бред одержимости. Зрительные галлюцинации при шизофрении
5. Шаманизм и шизофрения. Абсурдность бреда при шизофрении
6. Бред колдовства. Синдрома Кандинского — Клерамбо с бредом колдовства
7. Синдром психического автоматизма. Вербальный галлюциноз
8. Бред как организованная дезорганизованность. Аутопротективный бред
9. Структура бреда. Миф и ретуал
10. Классификация мифов. Взаимосвязь бреда и мифа
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.