Пример шизоаффективного расстройства. Приступообразная сезонная шизофрения

Больной П , 49 лет (архив 1999 г), русский Болеет шизоаффективным расстройством много лет Периодичность его биполярных аффективно-бредовых приступов в целом соответствует сезонно-климатическим особенностям Русского Севера, уроженцем которого он является. Это отмечает и сам пациент ежегодно во II полугодии у него наступает депрессия и длится, по его словам, 9 мес («как беременность у женщины»), а весной происходит резкий эмоциональный подъем. Депрессия сопровождается ипохондрическим бредом - дисморфоманией и обонятельными галлюцинациями (ему кажется, что от него исходит зловоние), сифиломанией, идеями самообвинения и отношения, вербальными галлюцинациями («люди говорят, что от меня воняет как от козла»). В маниакально-бредовом состоянии -бред величия, поведение траты и одаривания

Осенью 1999 г впервые вместо ожидаемых депрессивно-бредовых расстройств у больного наступает бредовая мания, но с нетипичной для него картиной он испытывает галлюцинаторные видения собственной смерти, вступает с ней в диалог, «доказывая» ее преждевременность

Показательно, что в бреде П., даже при «несовпадении» знака аффекта с привычными для него месяцами (мания - в «депрессивном» периоде года), сохраняется созвучная типичным осенним фабулам тематика смерти. Что касается календарно-зависимого депрессивного бреда самообвинения (греховности) со свойственными ему идеями изгойства, «социальной смерти», часто разворачивающимися у многих до бредового ожидания суда и «заслуженной» казни, то ему находятся параллели в истории культуры. Божество растительности в Древнем Риме Древней Греции, как и у древних славян, являлось «искупителем чужих грехов», «козлом отпущения». (В такой роли выступали, в частности, мифологические персонажи Марс и Сатурн.) Его убивали на Новый год (14 марта), с первым урожаем (май-июнь) и в конце года - 17-23 декабря, когда устраивались так называемые сатурналии (Фрезер Дж., 1986).

шизофрения

У славян существовал обычай «выноса смерти» весной, аналогичный древнеримским сатурналиям, причем в качестве символа смерти фигурировала коса. Для сравнения приведем пример.

Больной Г., 37 лет (архив 1990 г), украинец 20-22 декабря стал высказывать бред гибели мира, идеи спасения человечества Заметил слежку милиции из-за того, что «натворил много бед, поэтому идет эксперимент». Называет себя «Богом» и тут же просит его убить, мотивируя тем, что «общество плохо его воспитало». Отнес зачем-то косу на кладбище

Случай шизофрении с приступообразным сезонным течением, сильнейшими анимистическими переживаниями в структуре депрессивно-параноидного синдрома, с вторичной кататонией у больного Т., где ведущий бред греховности прочно спаян с мифологемой умирающего и воскресающего божества природы, нами уже рассмотрен. Клиническое обрамление этой мифологемы отличается большим многообразием. Опыт показывает, что любые сюжеты бреда, содержащие идеи собственной «нечистоты» — физической или моральной, бред заражения и заразности, любой другой вид негативного воздействия — обладают в большей или меньшей степени сезонной тенденциозностью, что находит подтверждение в следующих клинических наблюдениях.

- Читать далее "Пример развития шизофрении у девочки. Пример синдрома Кандинского-Клерамбо"

Оглавление темы "Примеры дебюта шизофрении":
1. Расколотое Я в десятидневном путешествии. Примеры шизофрении в литературе
2. Умирающее и воскресающее божество природы в бреде. Противостояние света и тьмы в бреде
3. Пример шизоаффективного расстройства. Приступообразная сезонная шизофрения
4. Пример развития шизофрении у девочки. Пример синдрома Кандинского-Клерамбо
5. Аутизация при шизофрении. Оживление в бреде пациентки
6. Родители жены оборотни в бреде шизофреника. Бредовое возбуждение
7. Магические высказывания больных шизофренией. Поведение шизофреника в больнице
8. Поглощение змеем в мифологии бреда. Острый чувственный бред
9. Оппозиция патриархат/матриархат. Бред божества при шизофрении
10. Вампиры как признак ранней шизофрении. Пример маниакально-бредового синдрома
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.