Аспекты мифологемы спасителя мира. Пример галлюцинаторно-парафренного синдрома

В обоих случаях — и у Л., и у А., прослеживается комплементарность «героической» структуры посвящения мифологеме «спасителя мира», что в целом характерно для острых параноидных синдромов у представителей данной когорты. Понятны также в этом контексте уже обсуждавшиеся ранее паттерновые элементы - приуроченность психоза к критическому периоду года на стыке «зима-весна» (Л.) и «лето-осень» (А.), а также классические бинарно-логические оппозиции в русле антагонистического, манихейского и эсхатологического бреда.

Бредовая миссия спасителя мира у больного А. интегрирована, помимо всего прочего, в цикл «умирающее и воскресающее божество». Как и в бреде Л., но с еще большим акцентом, персона главного героя больного А. дуалистична и антиномична. в ней и свет, и тьма, и обожествляемый спаситель, и его антипод-богоборец.

Бредовая позиция в весеннем психозе пациента Л. потенциально ближе к идентификации с рождающимся солнцем (вспомним его превращение в светоносное существо и явление тотального света, озарившего мир), тогда как в осеннем психозе больного А. она в большей степени несет на себе печать обреченности и побежденности враждебными силами, что присуще мифопоэтике умирающего светила.

Мифологема спасителя мира многоаспектна. Обычно в бредовой миссии, наряду с акцентом на какой-то одной, особо оговоренной, присутствуют несколько ее составляющих функций. Самые атрибутивные черты этого персонажа — борьба с мировым злом и самопожертвование во имя всеобщего блага. Сезонно-зависимые мотивы умирания и возрождения «спасителя мира», дублирующие одноименную функцию божества природы, свойственны главным образом тем бредовым сюжетам, которые формируются в структуре остро или подостро возникающих параноидных, аффективно-бредовых и шизоаффективных приступов

спасители мира

Чем острее эпизод, тем более агонистический характер приобретает поведение пациента и тем меньше «проработка» деталей данного сюжета. Чем поступательнее развитие бредового сюжета (например, парафренизация хронического бреда), тем менее он зависим от реальных календарных циклов (что, впрочем, не исключает возможности обыгрывания в бреде космической ритмики как таковой) и тем большим количеством деталей и сюжетных ходов он обрастает.

Тема самопожертвования в некоторых сюжетах возникает как бы в оправдание его этимологического смысла (буквально от слов «жертва», «пожирать»): больные говорят не о собственном физическом умирании «во благо...», а, например, о насильственной трансплантации другим людям их собственных органов и постоянном отращивании их заново за счет «пересаженных» органов животных.

Предполагается, что обе стороны процесса - и рецепция, и донорство, осуществляются дистанционно через промежуточную стадию аннигиляции материи, т. е. временного превращения ее в энергию, а затем обратно.

Больной С , 45 лет (архив 1992 г), русский Образование среднее. Работал слесарем Был женат, в 1974 г. (27 лет) разведен из-за возникшего бреда ревности к жене. С 1978 г отмечаются стойкий вербальный псевдогаллюциноз, преимущественно, обвиняющего содержания, бредовые идеи психофизического воздействия Многократно лечился в психиатрических стационарах.

С 1991 г оформляется следующий бредовой сюжет Испытывает воздействие на весь организм со стороны какой-то засекреченной группы медиков, которые обеспечивают трансплантацию его внутренних органов. Об этом свидетельствуют слабость и постоянное присутствие мужских и женских голосов в голове При помощи специальных приборов и исходящих от них лучей все его органы, включая кровь, атрофируются, трансформируются в энергию и передаются другим людям, приобретая, если нужно, свою первоначальную форму Воздействие координируется через космический спутник Его же органы тут же отрастают заново благодаря мощи и особым свойствам его мозга, обусловленным вмонтированным компьютером с «геном памяти»

Поэтому все органы у него имеются, но не свои, а чужие, взятые либо от других людей, либо от животных Сердце у него птичье, желудок - от вола и т д Его энергия и ткани используются на благо всего человечества для лечения болезней, промышленных нужд, в ядерной энергетике Благодаря тому, что он болеет, излечиваются другие люди. Он — донор мирового масштаба
Диагноз шизофрения, параноидная форма, непрерывно-прогредиентное течение, галлюцинаторно-парафренный синдром.

- Читать далее "Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада"

Оглавление темы "Бред при шизофрении":
1. Сезонно-аффективные расстройства. Присвоение имени Христа при шизофрении
2. Бред духовного обогащения. Освобождение от шизофрении
3. Онейроидная кататония. Посвятительная фантасмагория
4. Пациент между летом и осенью. Храм в бреде шизофреника
5. Спаситель мира в мифологическом бреде. Архетип спасителя мира
6. Шаманская болезнь. Двойник в бреде шизофреника
7. Пример бреда спасителя мира. Острый параноидный синдром при шизофрении
8. Пример острого параноидного синдрома. Сны при параноидном синдроме
9. Аспекты мифологемы спасителя мира. Пример галлюцинаторно-парафренного синдрома
10. Персональный миф при шизофрении. Шизофреническая трикстериада
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.