Шаманизм и шизофрения. Абсурдность бреда при шизофрении

Беря во внимание совокупность указанных выше обстоятельств, будет оправданным предположить, что свойственная всей первобытной культуре сакрализация психопатологии могла способствовать формирующему влиянию последней на знаковые системы самой культуры и примитивную ментальность в целом, что подчеркивает A. Morris (1985). Другие сторонники подобного взгляда высказываются более категорично: по их мнению, феномены психической патологии служили непосредственно строительным фундаментом в процессе зарождения феноменов культуры.

Еще более крайней и небесспорной точки зрения придерживаются С.Н. Давыденков (1947), J.Janes (1990), A.Stevens и J. Price (1997), согласно которой первобытное общество, в силу упомянутого выше пиетета перед таинственностью аномального поведения, стихийно проводило в жизнь стратегию направленного отбора и высокого социального ранжирования людей с шизотипическими расстройствами.

Здесь интересно, в порядке некоторого отступления, вспомнить о той характерной черте шизофренической психики, которая с позиции обыденного «здравого смысла» должна восприниматься скорее как препятствие, нежели синергист рассматриваемого исторического процесса (ассимиляции психопатологии культурой). Речь идет о хорошо известной «абсурдности», «гротескности», «странности» и тому подобных эпитетах, в равной мере удобоприложимых как к отдельным симптомам, так и к общему «экстерьеру» заболевания.

Иной, однако, смысл гротескности заключен в культурологическом и, в частности, палеопсихологическом контексте. Так, иррациональные коаны в дзен-буддизме или табуированные инвективы в оккультных обрядах посвящения, призванные «раскрывать сознание» для новых инспираций, выполняют, по существу, функцию гипнотического приема. Не исключено, что и шизофренический «абсурд» призван был суггестировать членов своего сообщества в русле усвоения ими алогичных идей и стереотипов поведения.

шаманизм и шизофрения

Французский структуралист Р. Барт (1987) полагал, что суггестивность речи основана на существовании вторичных смыслов, интуитивировании слова. Но ни при какой другой болезни, кроме шизофрении, не наблюдается такого обилия «трансовых техник» в виде неологизмов (вплоть до неоглоссии), паралогизмов, символизации, полисемантизма, бинарной символики и мифопоэтики, операций по этимологизации и поиску «скрытого» смысла слова на фонетической основе, бредового фанатизма, сходных с заклинаниями вербальных стереотипии или напоминающих визионерство галлюцинаторных «откровений», а также прочих экстравагантностей, как правило, предъявляемых больными безаппеляционно, с эмоциональной насыщенностью и пафосом.

В этой связи трудно поспорить с гипотезой A. Stevens и J. Price (1997) о том, что в примитивных сообществах больные шизофренией (особенно с экспансивно-парафренными формами) могли удостаиваться харизматического поклонения со стороны наиболее внушаемой части племени (женщин, детей), вступать в конфликт с реальным вождем и жрецами, мигрировать вместе с подчиненной группой коделирантов, создавать новые поселения со своей иерархией, выполняя тем самым миссию родоначальника (носителя соответствующего набора генов), культурного героя и законодателя локальной системы мифов, обрядов и пророчеств.

Подобное развитие событий на заре человеческой цивилизации представляется тем более вероятным, что и в настоящее время приходится сталкиваться с ситуациями, когда основоположниками и адептами религиозных сект становятся лица с перенесенным в анамнезе или текущим психотическим расстройством (секта Виссариона в России; Мария Дэви Христос в «Белом братстве», секта Порфирия Иванова в Украине).

Как бы там ни было, у нас есть достаточно поводов ожидать, что сходство клиники параноидной шизофрении с типологией архаического ритуала не ограничивается рядом отдельных черт, но, возможно, содержится и во всей его сущностной и структурной полноте. Разумеется, здесь допустимо говорить лишь о типологических аналогиях между ними, но никак не о тождестве в силу упомянутых выше принципиальных различий между патологическим и пралогическим мышлением.

- Читать далее "Бред колдовства. Синдрома Кандинского — Клерамбо с бредом колдовства"

Оглавление темы "Бред при кататонической шизофрении":
1. Семиотика. Эволюционная парадигма шизофрении Самохвалова
2. Эволюционные формы кататонической шизофрении. Катотоническая моторика
3. Ритуал инициации кататонической шизофрении. Продуктивная симптоматика шизофрении
4. Бред одержимости. Зрительные галлюцинации при шизофрении
5. Шаманизм и шизофрения. Абсурдность бреда при шизофрении
6. Бред колдовства. Синдрома Кандинского — Клерамбо с бредом колдовства
7. Синдром психического автоматизма. Вербальный галлюциноз
8. Бред как организованная дезорганизованность. Аутопротективный бред
9. Структура бреда. Миф и ретуал
10. Классификация мифов. Взаимосвязь бреда и мифа
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.