Черты и домовые в бреде у шизофреника. Пример архаического бреда

Больная К., 28 лет (архив 1990 г.), украинка Оба родителя болели психически. Болезнь отца неизвестна Мать болела шизофренией, умерла в доме-интернате. К воспитывалась в детском доме, откуда в возрасте 4 года была взята на воспитание семьей колхозников В 6 лет тонула, с тех пор боится воды Росла скромной, послушной. Была очень привязана к приемной матери, до 17 лет никуда без нее не ходила Окончила 10 классов с посредственной успеваемостью и годичные курсы при медучилище Работала по специальности. Замужем с 17 лет, имеет сына 10 лет В разводе состоит последние три года

В 1985 г стала замечать, что сотрудники воруют ее вещи; перед мужем считала себя «изменницей» Лечилась в стационаре, где была депрессивной, стереотипно повторяла одну и ту же фразу о своей виновности После выписки перешла работать на завод

После годичной ремиссии стала говорить, что она недостойна жить из-за того, что виновата перед родителями, бывшим мужем («изменила ему») и ребенком Говорила, что она «все равно скоро умрет, Господь заберет к себе» Слышала два «голоса», говоривших между собой в форме диалога, содержание которого не раскрывала Видела перед собой чьи-то глаза Лечилась с 17 09 по 11 12 86 в том же стационаре, где оставалась ажитированной, стереотипно говорила о своей виновности, часто крестилась Считает, что ее привезли сюда умирать С подозрительностью относится к действиям медперсонала, полагая, что с ней «собираются что-то сделать». Ночью устремляется бежать домой с криком о том, что у нее хотят отнять ребенка. После лечения выписана с улучшением

В 1987 г. возобновилась та же симптоматика, начала слышать «оклики» по фамилии. Кроме того, поняла, что на нее воздействует гипнозом бабушка мужа, считала ее и мужа «колдунами». Была тревожной, заторможенной. Отмечает то «пустоту в голове», то наплывы неконтролируемых мыслей. Называет себя плохой женой и матерью Дважды на протяжении года (весной и летом) лечилась в стационаре Была переведена на третью группу инвалидности

В конце августа 1988 г. появился страх за судьбу человечества, ощущала измененность своего тела, винила себя «во всех бедах людских». Заявляла, что ей следует «принести себя в жертву на благо всему человечеству». Разбила окно с тем, чтобы зарезаться Лечилась с 14 11 88 по 16 02.89. В отделении казалось, что одни больные похожи на святых, а другие, с волосатыми лицами, — на чертей Была плаксивой

Осенью того же года начала раздавать деньги и вещи по бредовым мотивам самообвинения: «хотела искупить вину». Боялась отпускать сына в школу из-за страха за его жизнь. По исчезновении денег и вещей в квартире заключила, что в доме завелся черт или домовой. Временами испытывала ощущение, что летает — «ноги сами отрывались от земли». Лечилась с 23 10 по 4 12.89.

шизофрения

После выписки в течение 8 мес состояние было удовлетворительным Летом подрабатывала в пионерлагере, где отдыхал ее сын Там, почувствовав общее недомогание, заметила, что все дети, включая ее сына, стали чаще болеть и мочиться в постель. Решила, что от нее «передается дурная сила детям» Уехала из лагеря вместе с сыном досрочно

Поводом к последней госпитализации К. 10 08.90 стало ее неадекватное поведение рассылала множество телеграмм без указания адресата с пожеланиями счастья и здоровья всем людям, громко молилась в общественных местах о том, «чтобы муж-бог спустился на землю» Окружающих считала заколдованными, поэтому ко всем прикасалась — «расколдовывала»

Осмотр автора в контакт вступает охотно, приветлива, подчиняема Речь напевная, с пуэрильным старанием, пересыпана многочисленными «спасибо», «извините», при этом губы складывает хоботком, движения подчеркнуто благообразные Каждый свой ответ начинает с эхолалического повторения вопроса Жалуется на дрожь «из-за колдовства злой соседки» Считает заколдованными себя, родителей и своего сына. Видит причину этого в том, что «в детстве вымела заколдованную лягушку из дома, с тех пор заколдована на целых 33 года». По этой причине вместо желаемой пользы она, К , «приносит только беды» «Чернобыль, землетрясение в Армении — по моей вине» Знает, что от контакта с ее вещами зло передается другим людям, которые «так и норовят что-нибудь попросить» Но не может никому отказать «Все пьют из моей чашки, разнося зло по всему свету»

Уверяет, что молодые мужчины, даже женатые, преследуют ее предложениями жениться, влекомые к ней какой-то особой притягательной силой и желанием получить у нее помощь Обвиняет себя в том, что невольно разбивает супружеские пары

В то же время, по ее мнению, «кровь сдавать на анализ - очень хорошо». При лабораторном заборе крови подставляет вторую руку вслед за первой со словами. «Надо уравновешивать хорошее справа и слева Правая половина тела у меня теплая, добрая, а левая - холодная и злая. Потому что и души у меня две Подумаю хорошее — в реках усиливается теплая вода, подумаю плохое — прибывает холодная вода Лечу больных обеими руками, сила какой руки перевесит, такая и польза будет... Когда среди людей появляюсь, обязательно кто-нибудь закашляет — это от меня А когда ем, всегда кусочек оставляю - доброму духу подкормиться, ведь каждый день много людей умирает .»

Считает золото, натуральную кожу, железо «нечистыми», поэтому многие вещи из этих материалов раздавала Зеркала сторонится, потому что в нем, как в воде, отражается ее «вторая половина» Когда испытывает тоску на душе, боится смерти* кажется, если она умрет, то и весь мир с нею умрет Говорит: «Я как-то умею действовать на природу Солнце ходит за мной по кругу, а я кусочек солнца. Когда хотела принести себя в жертву, оно сигналило мне, и ветер в знак согласия усилился Солнце, воздух и деревья подсказывают, что делать. Последнее время стала понимать сны, язык природы, птиц. Я всегда заболеваю в холодное время года, когда мертвые к себе забирают, я тогда в гостях на том свете, а с приходом тепла оживаю» (По словам приемной матери, состояние ее воспитанницы действительно имеет календарную зависимость, наилучшее состояние отмечается в мае — июне, ухудшение всегда наступает под осень)

Как пришла к такому «знанию» — не знает В семье, где воспитывалась, «ни во что не верят». Религиозные верования самой пациентки не укладываются ни в одну из существующих конфессий из-за их крайней эклектичности Читает молитвы собственного сочинения, адресованные «и Богу, и черту» По прошествии некоторого времени пришла к мысли, что «сын и родители уже расколдованы»
Диагноз: шизофрения, параноидная форма, приступообразно-прогредиентное течение, галлюцинаторно-параноидный синдром с архаическим бредом

- Читать далее "Магические идеи при шизофрении. Динамика бредовой самооценки при шизофрении"

Оглавление темы "Мифы шизофренического бреда":
1. Черты и домовые в бреде у шизофреника. Пример архаического бреда
2. Магические идеи при шизофрении. Динамика бредовой самооценки при шизофрении
3. Брак с колдуном в бреде. Магическое влияние супруга при шизофрении
4. Брачный миф. Сновидный автоматизм
5. Мифологема брака с колдуном в бреде. Гретеровский дебют шизофрении
6. Влияние неудачных романов на психику. Жена колдунья при шизофрении
7. Бред брака с колдуньей. Брак с духом
8. Психопатия мозаичного круга. Пример бреда брака с духом
9. Брак с духом при остром стрессе. Бред при острой респираторной инфекции
10. Факторы приводящие к шизофрении. Магический мир у больных шизофренией
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.