Комплекс смерть-второе рождение при шизофрении. Смерть в бреде по Ясперсу

Схематически динамика первого психоза может быть выражена в виде цепочки событий: похищение жены соперником (мистическое, как бы на тот свет) — преследование соперником (собирательным мужским образом — двумя полицейскими, братьями Бауэрами, вооруженными рабочими) с целью отправки героя на тот свет — поединок с соперником (Бауэром) за обладание женой — повышение ранга по возвращении и соединение супругов. О достижении финального «повышения ранга» и «духовного обогащения» свидетельствуют сохраняющиеся какое-то время на выходе из психоза бредовые идеи изобретательства и сверхъестественных способностей (магнетическая неуязвимость перед выстрелами), а также пробуждение ранее не свойственного больному интереса к целительству, предсказаниям и миру духов.

Следует принять во внимание, что в контексте комплекса «смерть — второе рождение» преследование больного с целью его убийства есть не просто проекция желаний самого пациента (убить соперника), но это есть совершенно созвучная с мифом о чудесном супружестве отправка на тот свет вслед за похищенной супругой с целью ее освобождения и при толковании символов психоза это надо понимать буквально, именно так, так толкует миф. Но если это верно и супруга героя первой попадает в другой мир, увлекая его за собой, то по закону мифологического жанра это означает лишь одно: то, что ее партнерский статус изначально ниже, чем у супруга (что и понятно — изменила), а значит, ее статус является тотемным или наделен более низким, чем у супруга тотемом. Примем пока это к сведению.

Удобство, которое трудно переоценить, состоит в том, что перед нами подробнейшие описания двух психотических эпизодов, общесюжетная канва которых не только дублируется во многих элементах, но и подвергается семантическим перекодировкам, а это позволяет «накладывать» мифоконструкцию обоих эпизодов один на другой, извлекая дополнительные смысловые значения для расшифровки не очень ясных мест. В целях облегчения видения повторяющихся и наиболее знаковых элементов мы применили два вида маркировки, отличные от той, которая имеется в оригинале. Курсивом выделены идентификационные знаки комплекса «смерть — новое рождение» и персонального мифа. О предназначении другого вида маркировки (подчеркнутость линией) будет сказано далее.

В самом деле, во втором психозе как будто нет сюжетной линии похищения жены, как это наблюдалось в первом. Сразу обозначается тема отправки на тот свет обоих супругов, инициируемой ее родом. Отчетливо просматривается дуальное деление участников на представителей рода супруги и рода супруга, причем в символической форме оно будет пронизывать все повествование и далее (например, как свет и тьма, или два берега водяного русла, свой и чужой, на одном — деревья, на другом — глубокие пропасти).

Каждый из супругов подлежит моральному суду, который над ней вершат ее родственники, а над ним — соседи за окном, в образе которых легко усматривается все та же родительская инстанция.

смерть при шизофрении

Между вступительной сценой и встречей героя в загробном мире с предками следует эротическая сцена с основыми виновниками происходящей драмы, которую, как и все последующие, можно рассматривать уже в русле запредельных перипетий, ее участники обнажены и предаются сексуальной оргии. Соблюдается правило переворачивания норм и табу в сакральном ритуале: бывшей обязательной одежда отменяется, а подлежащие сокрытию интимные отношения выставляются перед жертвой измены напоказ. В этой сцене — главный нерв личной трагедии пациента, на переживание которой брошены все силы сознания и бессознательного.

Закономерно, что именно после этой сцены происходит встреча героя со своими умершими предками, которые выступают в роли наставников: они утешают и укрепляют его, посвящая в героическое прошлое их рода.

Крыша, на которой пребывают умершие предки, оказывается прекрасной поляной, залитой чудесным светом; в ней угадываются представления о рае. Семантика крыши как части жилища, корреспондирующего с загробным верхним миром, помогает декодировать значение этого объекта и всех смежных с ним в других местах повествования. В данном контексте бывшая в самом начале манифестного психоза сцена обстрела с крыши (как и преследование со стрельбой как таковое) символизирует потустороннее воздействие.

Вспомним, что и во втором психозе командующий ночи зовет Клинка на крышу, но тот отказывается, мотивируя тем, что он еще из плоти и крови, т. е. не стал еще полностью духом. Вскоре после явления предков там же, на крыше, оказывается супруга Клинка, что символизирует попытку приобщения ее к своему (более высокому) роду и возврата в семью. Интересно проследить, как в динамике болезни дублируются попытки ассоциациировать супругу с верхним миром. В первом психозе во время поединка соперник Бауэр все время поднимал жену Клинка вверх. Во втором психозе жену трижды бросают вниз (в воду), но она каждый раз выбирается на берег.

Закономерно, что оказавшись на крыше, жена, в знак своей падшести и несоответствия райской обители мужниного рода, проваливается сквозь дыру в ней — попадает в «нижний мир» В ее падении ей сопутствует мать, теща Клинка. О функциях тещи как патронессы посвящений говорилось уже не раз. Ее появление в этом эпизоде тем более понятно, что накануне второго психоза она выступает в роли косвенной пособницы «похищения» обоих: жена уходит жить не к кому-нибудь, а к ней, в то время как самим героем наяву все больше овладевает идея вернуть беглянку.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Бред супружества при шизофрении":
1. Миф о чудесном супружестве. Примеры чудесного супружества
2. Особенности бреда о чудесном супружестве. Вербальный псевдогаллюциноз
3. Тотемистические взаимоотношения при чудесном супружестве. Тотемная символика партнерской стороны
4. Преморбидно-шизоидная личность. Синдром психического автоматизма после разрыва отношений
5. Двойник пародист и мысленное общение. Коллективная мифология и бредовая конструкция
6. Проживание с шизофреником. Коллективная мифология при шизофрении
7. Любовники в бреде шизофреника. Измена в галлюцинациях при шизофрении
8. Сон при бредовой конституции. Пример шизофрении в произведении Ясперса
9. Шизофреноподобный психоз по Ясперсу. Фабула психотических переживаний по Ясперсу
10. Комплекс смерть-второе рождение при шизофрении. Смерть в бреде по Ясперсу
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.