Классификация мифов. Взаимосвязь бреда и мифа

Все многообразие мифов в различных этнокультурах может быть сведено к небольшому набору типичных повествований, являющихся по своей структуре транскультуральными универсалиями. Е.М. Мелетинский (1990) приводит следующую общепринятую классификацию мифов:
1) космогонические, повествующие о происхождении космоса, природы, человека,
2) близнечные — о чудесной паре родоначальника, культурного героя и его антагониста;

3) тотемические, связанные с культом предков;
4) календарные — об умирающем и воскресающем божестве природы;
5) героические, соответствующие ритуалу посвящения и совершению подвигов,
6) эсхатологические - о предстоящей гибели мира.

В связи с изложенным выше можно «провести» интересные параллели между этнографическими данными по историогенезу когнитивных процессов психики — с одной стороны, и теорией патогенеза кататоно-параноидных синдромов - с другой.

миф и бред

В.П. Самохвалов (1989), развивая концепцию Ц.П. Короленко и В. Г. Колпакова (1976) о происхождении бреда из филогенетически древней защитной реакции — кататонической, полагает, что бред, в частности бред воздействия и инсценировки, есть неосознаваемая реакция интерпретации на первичную кататоническую насильственность, кинестетический рисунок которой типологически сходен с архаическим ритуалом. Тем самым можно заключить, что бред представляет собой качественно новый уровень адаптации к утратившим свое приспособительное значение, старым фиксированным механизмам защиты — кататоническим, включая и своеобразную «кататонию в идеаторной сфере» — формальные расстройства мышления.

Междисциплинарный аспект данных психиатрической и этнографической литературы по рассматриваемой проблеме можно обобщить следующим образом:
1. Адаптивные свойства бредовых построений обусловлены тем, что они отвечают потребности индивида в овладении угрожающей ситуацией путем придания ей особого воображаемого смысла.

2. Бредовое содержание не является всецело произвольным: в своей основе оно преформи-ровано и структурировано в соответствии с лингвистическими моделями развития психики в историогенезе — мифоритуальными комплексами.

3. Можно допустить, с некоторой долей упрощения, что бред находится в таком же причинно-следственном отношении к кататонической моторике, в каком миф выступает к ритуальному действию. Бредовый сюжет роднит с мифом его вторичный, объяснительный характер.

Ввиду всего сказанного ранее имеются достаточные основания допустить возможность существования определенной гомологии между двумя условными континуумами — культурно-эволюционным — «ритуал—миф» и клиническим — «кататоническая дискинезия—бред».

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Бред при кататонической шизофрении":
1. Семиотика. Эволюционная парадигма шизофрении Самохвалова
2. Эволюционные формы кататонической шизофрении. Катотоническая моторика
3. Ритуал инициации кататонической шизофрении. Продуктивная симптоматика шизофрении
4. Бред одержимости. Зрительные галлюцинации при шизофрении
5. Шаманизм и шизофрения. Абсурдность бреда при шизофрении
6. Бред колдовства. Синдрома Кандинского — Клерамбо с бредом колдовства
7. Синдром психического автоматизма. Вербальный галлюциноз
8. Бред как организованная дезорганизованность. Аутопротективный бред
9. Структура бреда. Миф и ретуал
10. Классификация мифов. Взаимосвязь бреда и мифа
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.