Схожесть бреда с языческими посвящениями. Андрогиния при бреде

Что касается глубинной структуры перенесенного пациентом Н. психоза, то она ничем не отличается от языческих посвящений, с той лишь разницей, что вместо бинарного противопоставления тотемных или иных ритуальных группировок здесь, как и у большинства больных из когорты F, фигурирует неприкрытая оппозиция между миром ангельским и миром дьявольским. Галлюцинаторные императивы, комментарии и этические советы соответствуют функции «духовного отца», курирующего инициацию. Однако во многом они странны и противоречивы. Перед пациентом встает вопрос о личности его «куратора».

Поначалу он склонен принимать его за Христа и временами приходит к идее отождествления себя с Христом, чему способствует, видимо, и его возраст (пациенту пошел 33-й год). Впрочем, производимое на него воздействие и, главное, насильственное видоизменение его наружности в дьявольскую говорят ему о противоположном. Магическое влияние «бесноватой» женщины вызывает в его наружности перемену по образу и подобию тех же «бесов». Накануне Рождества Христова он испытывает озарение, в котором открывается истинное лицо того, кто ему являлся под видом Христа — это дьявол. В таком случае (следует далее бредовая мысль больного) он, Н., - его подготавливаемый слуга во плоти, т. е. антихрист.

Из числа ритуалоподобных испытаний упоминаются созерцания собственного погребения (замуровывания), физических истязаний («снятие шкуры» и др.), проходящие лейтмотивом в сновидениях Н. Увязываемые с демономанией соматические галлюцинации (ощущение металлического каркаса внутри тела) содержат в себе метафору роботообразности, своеобразной закабаленности тела. Сложные психосенсорные переживания «расфокусировки сознания», в чем-то носящие черты экстракампинности, типологически приближаются к феноменам «выхода души из тела», описанные в духовном опыте.

андрогиния при бреде

Очень специфически и на первый взгляд неброско выглядят у пациента элементы бреда, сходные с ритуальной двуполостью (андрогинией). Его слова о зарождении в нем «новой жизни» с момента объятий с лже-Христом и вычисление даты «перевоплощения» путем отсчета 9 мес со дня видения недвусмысленно говорят о том, что пациент мыслит об этом событии в категориях «непорочного зачатия», «беременности» и «нового рождения». Таким образом, бредовую персону Н. можно определить как трикстерно-демоническую, однако ее нельзя считать окончательной. Если пациент, пребывая в психозе, абсолютизирует и персонифицирует грешную часть своей души как дьявола-антихриста, переживая соответствующую внешнюю метаморфозу и одержимость, то в период становления ремиссии эту же часть души он склонен рассматривать как больной орган, подлежащий лечению и исправлению.

Не будь этого оптимистического взгляда на проблемы души, почерпнутого из христианского вероучения, возможно, этот пациент так и остался бы на саморазрушительных позициях. Вспомним, что «испытание заказным убийством» (галлюцинаторным императивом «Убей его!»), как и само демоническое посвящение, с самого начала наталкивается на упорное внутреннее сопротивление больного. Мысли о собственной греховности побуждают его искать защиту в церкви, а бредовая идентичность колеблется между Христом и антихристом, все больше и больше склоняясь к последнему

Православная традиция, к которой примкнул больной, оказывается глубоко психотерапевтичной для него хотя бы потому, что она в отличие от многих сект и религиозных течений не оставляет места ни для одного из двух возможных вариантов его бредовой самоидентификации, признавая каждую из них болезнью души. Это вероучение не может быть комплементарным по отношению к любой из двух его бредовых идентичностей, а это означает, что оно, с приходом к нему новообращенного, не позволит консолидироваться бреду в той или иной форме и будет способствовать если не полному его разрешению, то по крайней мере дезактуализации. Учитывая эти доводы, можно надеяться, что пациент, обретя пастырское руководство, будет лучше адаптирован и социализирован, а его религиозные устремления примут более упорядоченное направление.
Прогнозы в отношении пациента X., представляются не столь оптимистичными именно из-за отсутствия в его жизни такого руководства.

- Читать далее "Православный бред при шизофрении. Пророчество при шизофрении"

Оглавление темы "Религия в бреде":
1. Религиозно окрашенные бредовые сюжеты. Центральная роль в бреде трикстера
2. Антихрист в бреде шизофреника. Психический автоматизм с религиозным бредом
3. Схожесть бреда с языческими посвящениями. Андрогиния при бреде
4. Православный бред при шизофрении. Пророчество при шизофрении
5. Образ крылатого человека в бреде. Бес и ангел в бреде при шизофрении
6. Синдром Кандинского-Клерамбо с религиозным бредом. Религиозный бред при шизофрении
7. Правило изосемантизма манипулятора и жертвы. Инициация религиозного бреда
8. Имитация монахов при шизофрении. Параноидная шизофрения с религиозным бредом
9. Шизофрения в произведении Барбара О'Брайен. Признаки религиозного бреда в Путешествие в безумие и обратно
10. Опекающая тройка в бреде. Картина шизофрении в бреде Барбары О'Брайен
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.