Миссия культурного героя и демиурга. Персекуторный бред у больной

У Н. бредовая миссия культурного героя и демиурга в регулярно повторяющихся острых приступах встроена в календарный цикл умирающей и воскресающей природы. Все приступы приходятся на период солнечного минимума. Последний эпизод не является исключением: смещение срока его возникновения к началу года было вызвано систематическим, начиная с сентября, приемом нейролептика в дозе, превышающей обычную курсовую, и последующей резкой его отменой. Эсхатологический бред Н., несмотря на его техногенную модифицированное комплементарен осеннему умиранию природы. Об этом, помимо осенне-зимней ритмики, свидетельствуют также специфические деперсонализационные расстройства, включающие сдвиги в хроно- и стереовосприятии — переживания мертвенности мира, замедленности жизни, вплоть до изменения направления вращения Земли вокруг своей оси, что близко к описанным при психозах феноменам обратного течения времени.

В этих условиях героиня пациентки являет собой аккумулятор жизненной энергии и созидательной силы; она не только окультуривает разные аспекты погружающегося в хаос мира, но и воссоздает его из небытия заново. Закономерно, что в последнем эпизоде визуализируется сцена посвящения пациентки в круг «культурных героев» (давно почивших деятелей украинской истории и литературы) в подземном царстве смерти. Красноречивая деталь видения: угроза снятия преграды (люка) между миром живых и миром умерших, т. е. угроза гибели мира, исходит от обезьяны — животного, в котором традиционно усматривался трикстер — антагонист культурного героя.

Больная Ж., 59 лет (архив 1998 г.), украинка Была замужем, имеет сына. Заболела в возрасте 28 лет после перенесенного на Кубе (там работала с мужем) инфекционного заболевания с высокой температурой С тех пор у больной отмечаются персекуторный бред, разнообразные галлюцинации, ложные узнавания, идеи величия Каждое обострение сопровождалось агрессивным поведением и негативизмом.

Считала, что соседи издеваются над ней, травят, обворовывают. Слышала, как кто-то ходит по потолку Впоследствии утверждала, что «на потолке живут 120 ее мужей» и с потолка исходит воздействие электротоком, которым ее, «безвинную, казнят» Больницу расценивала как «место для умерщвления людей», в том числе и ее самой. Ее «хотят убить какие-то мужчины» Ощущала, что она «топором разрезана и мертвая» Называла себя «женой Брежнева», «выдающейся женщиной, под взглядом которой оживают мертвые», «Лениным», «прокурором», «банкиром с миллионным состоянием», «властелином мира»

персекуторный бред

С 1977 г в бреде Ж звучит идея о том, что у нее много детей, которым она должна готовить еду — «они сидят голодные». С 1978 г это перешло в идею о том, что от нее «пошел весь род людской»

1982-1983 гг. жалуется, что дома «какая-то банда забирала у нее живое вещество», а ее органы «пропитывали какой-то гадостью. Врачи тоже «забирают живую силу организма». Чувствует, как на нее «из растений действуют бандиты»

Примерно с этого времени у больной меняется стилистика поведения Будучи уверенной, что под кроватью («в подполье») живут ее родственники, так как слышала доносившиеся оттуда «голоса», постоянно накрывала это место своей одеждой со словами «им надо помочь». Стала отдавать свою пищу другим больным, мотивируя тем, что «они тоже родственники, их надо покормить» Говорила о наличии у нее «2 млн детей», а с 1984 г - «3 млн детей 1939 г.р.» (год рождения больной)

Наряду с этим в 1985-1989 гг. актуализируются идеи о том, что у нее «вынули все внутренние органы и разбросали повсюду», слышит, как кто-то «разрывает» ее тело. Она — «банкир мира, царица», и «все намерены разорвать ее тело на куски»

1990—1995 гг: к ней «приходят разные мужчины и убивают ее детей», насилуют ее по ночам Высказывает бред к тете, с которой совместно проживает больная и которая якобы является на самом деле «мужчиной, вредителем, убивает детей, хочет отобрать квартиру» Она, Ж., - «наместница Бога на земле», «мать всех детей мира». Все внутренности у нее «забрали, а те, что остались, висят на ниточке».

1996—1998 гг.. требует, чтоб ее «перестали резать», в брюшной полости — «пустота» Она «может создавать мир», который, как она опасается, «скоро погибнет» Ведет разорванный монолог, из которого можно понять, что она «...находится во всем живом, исполняет жизнь разных живых существ»
20.07.98 — 44-я госпитализация по счету. Осуществлена в связи с бродяжничеством больной. По прошествии 3 мес лечения была осмотрена автором.

- Читать далее "Галлюцинаторно-парафренный синдром с конфабуляторными включениями. Партеногенез бреда"

Оглавление темы "Архетип демиурга при шизофрении":
1. Психоз при знакомстве с мужчиной. Синдром острого чувственного бреда с онирическими включениями
2. Миссия культурного героя и демиурга. Персекуторный бред у больной
3. Галлюцинаторно-парафренный синдром с конфабуляторными включениями. Партеногенез бреда
4. Пример наследственности шизофрении. Парафренная конструкция бреда
5. Парафренная система при шизофрении. Функции культурного героя при шизофрении
6. Образ громовержца в бреде. Синкретическое представление семейных отношений
7. Пуп Земли в бреде. Мотив тел при шизофрении
8. Мифология даты рождения при шизофрении. Смерть героя при шизофрении
9. Греческая мифология и громовержец. Идентификация с предком через поглощение
10. Палачество при шизофрении. Родоначальник людей в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.