Греческая мифология и громовержец. Идентификация с предком через поглощение

В бреде фигурирует топоним Южный Уэльс, который является составной частью Великобритании. Судя по тому, что в бреде он то затапливается, то улетает в космос, он символизирует не просто часть суши, но как бы некий потусторонний остров.

На нем герой путешествует в мир иной. Тема острова как места укрытия гонимого сына или гонимого отца отображена в том же греческом цикле о пантеоне. Крон после свержения Зевсом изгоняется вместе с титанами на самый западный из Британских островов. Зевс после своего рождения укрывается на о. Крит, пребывая подвешенным в золотой колыбели (сличим с золотой полусферой в монологе К.) на дереве — между небом и землей, что подразумевает невидимость. Вспомним, что одна из сущностей «героя» К. кладет птенца в гнездо на дереве, и ее пригвождает к дереву громовержец удар молнией символизирует инициацию души (птица - душа), отождествление ее с огненной сущностью громовержца.

Таким образом, все ассоциативные ряды между символическими элементами бреда К. и греческой мифологией конвергируют, преимущественно, к одному и тому же герою, с которым неявно идентифицируется пациент — громовержцу. Очевидно, дальнейшее видоизменение бреда следует прогнозировать сквозь призму проявления и уточнения этой идентичности.

греческая мифология

Хотя, надо отметить, что «герой» К. вбирает в себя частично черты и других, смежных с образом громовержца, персонажей греческой мифологии.

Примитивными народами обретение единства с предком могло увязываться не только с поглощением неофита телом предка, но и противоположным этому образом - путем поглощения самого предка. И в архаике, и в психопатологии оба способа часто сосуществуют. В парафрении К. — «отца» заключенных в нем детей, представлен и обратный механизм: больной говорит о том, что вышедшее из Земли ядро Земли, назвавшееся его отцом, поочередно бывает то в одном из образующих его «Я» Никит, то в Земле.

Пожалуй, «эталонным» материалом по части полноты реконструкции подобных архаических воззрений следует признать парафрению больного Ф. Его идеи идентификации с предком посредством поглощения носят характер по-язычески откровенного каннибализма, аналогичного тому, который практиковался когда-то в ритуалах диких племен.

В этом, к счастью, раритетность данного случая. Согласно бытовавшей в анимистическом мировосприятии симпатической магии, в людоеда переходят качества жертвы, в основном положительные Паралогические умопостроения Ф. воспроизводят эти верования со всей полнотой.

- Читать далее "Палачество при шизофрении. Родоначальник людей в бреде"

Оглавление темы "Архетип демиурга при шизофрении":
1. Психоз при знакомстве с мужчиной. Синдром острого чувственного бреда с онирическими включениями
2. Миссия культурного героя и демиурга. Персекуторный бред у больной
3. Галлюцинаторно-парафренный синдром с конфабуляторными включениями. Партеногенез бреда
4. Пример наследственности шизофрении. Парафренная конструкция бреда
5. Парафренная система при шизофрении. Функции культурного героя при шизофрении
6. Образ громовержца в бреде. Синкретическое представление семейных отношений
7. Пуп Земли в бреде. Мотив тел при шизофрении
8. Мифология даты рождения при шизофрении. Смерть героя при шизофрении
9. Греческая мифология и громовержец. Идентификация с предком через поглощение
10. Палачество при шизофрении. Родоначальник людей в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.