Он является еще человеком, но уже умершим. Второй этап МРК

Он является еще человеком, но уже умершим — фраза, в которой приоткрывается суть происходящего вокруг него действа, предполагающего умирание и новое рождение, смену человеческой сущности на нечеловеческую. Пациент в центре всех событий. В числе едва ли не самых первых его галлюцинаторных видений — созерцание себя со стороны в показанном кем-то кинематографе.

Созерцание себя со стороны, хотя бы и таким техногенным способом, моделирует ситуацию «выхода души» неофита из тела в кульминационный момент посвящения, когда он духовными глазами может извне видеть свое тело, как бы своего «двойника». На редкость емким чувственным образом, лейтмотивом проходящим через весь психоз, выступает сцена пеленания мумии-ребенка, с которым Йозеф периодически увязывает свое внутреннее состояние

В этом кукольно-химерическом образе заключена квинтэссенция его опыта: переплетение антиномий умирания и рождения, типичное для посвящаемого омоложение, его положение крайней зависимости и несвободы, подчинение старшим и в то же время потенциальная готовность к скрытому росту, пробуждению и просветлению. И действительно, в кульминационный момент психоза больной испытывает «видения» и слышит «голоса», которые сопровождают происходящее комментариями, подсказками, репликами, иначе говоря, инструктируют и направляют испытуемого.

омоложение

Второй этап МРК. Люди делятся на два лагеря: недоброжелателей и доброжелателей, живых и мертвых (поначалу это были четыре пассажира слева, четыре — справа соответственно, затем в живых остались только близкие родственники больного), собственно людей (оставшегося единственным человеком Йозефа) и неких внеземных существ. Но еше раньше, чем обозначатся эти оппозиции, он распознает в толпе своего «женского двойника», который будет сопутствовать ему на всем протяжении, — образ, весьма распространенный в культуре в связи с представлениями о священном браке (иерогамии), а в юнгианской психологии известный под названием архетипа Анимы.

Экстатический танец совместно с этим невидимым, т. е. принадлежащим миру духов, женским alter ego являет собой прелюдию к дальнейшему, уже завершенному переживанию акта иерогамии, о чем говорилось выше.

Третий этап МРК — тотемистическая метаморфоза участников. Не выражена на этапе иллюзорно-бредовой дереализации и деперсонализации, но латентно присутствует на всем протяжении психоза И. Менделя. Сама претензия уравнять, одушевить и «обожествить» все сущее, включая органическую и неорганическую природу, реставрирует анимистические верования, к которым относился и тотемизм. В содержании галлюцинаций больной слышит человекоподобные голоса собак, петухов, духов земли, собственных внутренностей, мебели и вообше всех предметов.

Среди фигурантов психоза выделяется один персонаж, который претерпевает метаморфозу от женщины во плоти (дама Икс, родная сестра, медсестра) до невидимого духа, вселяющегося в пациента, — это двойник Мона Лиза. Одновременное внедрение в сердце героя Моны Лизы, камня и песчинки свидетельствует об интегрированности всех трех объектов одним материнским тотемом земли. Взгляд бога Солнца наполняет героя особым светом, после чего он обретает ясновидение — дар, приобретенный путем сопричастности с отцовским тотемным началом.

- Читать далее "Четвертый этап МРК — инсценировка. Пятый этап МРК — магическое воздействие"

Оглавление темы "Шизофренический бред":
1. Острый шизофренический приступ Йозеф Менделя. Клиническая феноменология демиурга
2. Речевые конструкторы бреда. Паттерн демиурга в парафрении
3. Он является еще человеком, но уже умершим. Второй этап МРК
4. Четвертый этап МРК — инсценировка. Пятый этап МРК — магическое воздействие
5. Вселение в шизофреническом бреде. Заключительный этап МРК (IX) — духовное обогащение и повышение ранга
6. Архетипы героев персонифицирующих космические объекты. Маски предков в мифах
7. Уроборические темы в бреде. Пример срастания рта и заднего прохода при шизофрении
8. Тотальный аутометаморфоз бреда. Магия бросания при шизофрении
9. Возрастной регресс при шизофрении. Превращение частей тела в материал в бреде
10. Физическое воздействие в бреде. Архетип матери Земли при шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.