Сценарий тотемного супружества. Открытость мыслей и чтение чужих мыслей

Развитие бредового сюжета у С. строится по общему сценарию тотемного супружества в том виде, который типичен для когорты D: мнимая измена жены - ее уход в магический тотемный (подводный) мир и тотемное превращение в рыбу (русалку) — ее воздействие на мужа колдовством. Пациент повсюду, где бы он ни находился, чувствует себя светлым героем, окруженным демоническими силами, что означает переход к следующему этапу мифа: пленению героя враждебным тотемным лагерем и испытаниям в нем.

Демоническому миру супруги С. противопоставляет свою светлую идентичность: для этого он принимает обряд крещения, осознает свою «богоприближенность» и «боговедомость», соучаствует в «Божьем суде над неверной женой». Следуя галлюцинаторному императиву «свыше» (от руководителя посвящения), больной выполняет «трудные задания» — «чудеса», часть из которых сводится к парасуицидальному поведению, выражающему «отправку на тот свет». Один из «божественных голосов» напрямую велит похоронить С.
Другой элемент испытаний — хождение под мостом, знаменует собой переход в иную реальность, в данной ситуации — в нижний мир.

Дальнейшие феномены «открытости мыслей» и «чтения чужих мыслей» в структуре кататоно-бредового возбуждения с двойственной ориентировкой (больной то в «раю», то в «аду») отражают сложный клубок плохо вербализуемых переживаний, которые, однако, могут быть лучше поняты в контексте мистического «загробного суда». Заметим, что в этом мире больной слышит запах мертвечины.

тотемное супружество

Автор описываемого наблюдения не предоставляет нам других подробностей из внутренней жизни больного, но ясно, что пациент вскоре преодолевает этот этап испытаний, потому что в своих видениях он переживает космический полет, становится культурным героем, демиургом («творцом Земли») и Солнцем Семиотика манежной ходьбы вокруг пищи (воображаемого «стола», но, отметим, перевернутого, низвергнутого на пол), а также «сожжение героя» подтверждают его солярную идентичность

В дуально-антагонистической организации участников бредовых событий сторона пациента выражается понятийным рядом «мужское — огонь — верх — солнце — рай — божественное», противостоящая сторона — соответственно рядом «женское — вода — низ — луна — ад — демоническое».

Следует отметить и некоторые кажущиея парадоксы. Первый из них заключается в том, что солнечный «герой» в своем онейроидном полете разрушил Солнечную систему. Неясно, имеется ли здесь в виду, в частности, и Солнце или только планетарная часть. Далее пациент почему-то проявляет нетерпимость ко всему красному, проецируя красный цвет на демонические образы («черти в красных жупанах») и уничтожая предметы красного цвета (изрубил топором свою одежду, партбилет, ковер красного цвета).

За одежду поручиться нельзя, но последние два предмета однозначно красного, т. е. «солнечного» цвета. Сама по себе семиотика уничтожения своей одежды и личных документов обычно укладывается в поведение «отказа от старого имени», предваряющее бредовую трансформацию личности пациента. Но подобная оппозиция ко всему красному, казалось бы, идет вразрез с солнечной идентичностью С. В этот же перечень «перевертышей» следует включить уже отмечавшийся выше, в связи с поведением кругового движения, элемент «опускания стола = престола = солнечного круга» ниже регламентированного культурой уровня.

- Читать далее "Психоз во время Солнцеворота. Противоречия в бреде тотемного брака"

Оглавление темы "Моделирование бреда при шизофрении":
1. Календарно-мифологический цикл. Бредовая персонификация
2. Тотемный брак у пациента Ясперса. Кататоно-онейроидный синдром с тотемным браком в бреде
3. Сценарий тотемного супружества. Открытость мыслей и чтение чужих мыслей
4. Психоз во время Солнцеворота. Противоречия в бреде тотемного брака
5. Культуральное моделирование бреда. Аналоговые модели бреда при шизофрении
6. Ритуал инициации в бреде. Психопатология как адаптация
7. Историогенез феноменологам психического автоматизма. Симптомы шизофрении первого (I) ранга
8. Симптомы шизофрении второго ранга. Эссенциальные проявления синдрома Кандинского - Клерамбо
9. Идеаторный компонент шизофрении. Синкретизм архаического бреда
10. Принцип изосемантизма в бреде. Мозаичная палитра бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.