Идеаторный компонент шизофрении. Синкретизм архаического бреда

Идеаторный компонент включал в себя представления больных об источнике воздействия -личности колдуна (колдунов), идентифицирующих ее данных (знаком он (она, они) или незнаком с пациентом, существует ли в его реальном окружении или только в виртуальном), а также о целях воздействия, намерениях и всех исходящих от него мыслях, чувствах, ощущениях, голосах и внушениях. Процедурный компонент включал в себя представления больного о самой технике выполнения направленного против него магического действия.

У больных с архаическим бредом процедура воздействия отличалась оформленностью и детальностью коррелировавших с языческой магией признаков, как то:
1) персонифицированностъю, т е. возможностью указать в реальном окружении лицо или группу лиц, обеспечивающих процедуру воздействия;
2) контагиозностью — физической близостью жертвы к источнику воздействия;
3) фетишизмом — материальной опосредованностью воздействия как при наружном, так и при внутреннем контакте с магическим предметом;
4) имитативностъю магических манипуляций, внешне в чем-то подобных производимым эффектам на жертву;
5) синкретизмом — направленностью воздействия не просто на отдельные сферы организма больного, его душу и тело, а на всю личность в целом, включая ее самоидентификацию, личное и социальное благополучие, поведение, судьбу, состояние здоровья и жизни В некоторых случаях наблюдался тесно спаянный с психическим автоматизмом, но формально до сих пор не причислявшийся к нему синкретический бред судьбы.

архаический бред

Он мог быть ретроспективным, сопровождаться осознаванием «задним числом» поступков или всей собственной жизни как прожитых не произвольно, а запрограммированных магически Кроме того, бред судьбы мог быть перспективным, ассимилирующим галлюцинаторные пророчества о своем будущем.

Синкретизм архаического бреда выражался также в развернутости и синхронности возникновения всех трех видов психического автоматизма, их слитности, сложности размежевания воздействия по сферам (идеаторной, сенсорной или двигательной), достигающей подчас практической невычленяемости каждой из них. Подобным же синкретизмом характеризовались речедвигательные автоматизмы Сегла, встречавшиеся в большинстве случаев в сочетании с бредом колдовства и (или) одержимости.

И процедура воздействия, и его результат в архаическом бреде содержат элементы тотемизма значительно чаще по сравнению с другими формами бреда воздействия. Во всех наблюдениях рассматриваемой категории отмечена в большей или меньшей степени семантическая согласованность инкорпорированного объекта (одержимость другим человеком, духом, тотемом либо аналогичная аутометаморфоза) с источником (соответственно, другим человеком, духом, тотемом) и техникой бредового воздействия, отвечающими идеологии имитативной магии. Присущий примитивному магическому мышлению принцип имитативности — жертва воздействия постепенно уподобляется воздействующему объекту и используемым для этого духовно-материальным агентам, стабильно фиксировался при всех видах синдрома автоматизма, но особенно отчетливо в случае сочетания последнего с архаическим бредом.

Соблюдение указанного принципа в механизмах бредообразования было показано на многих клинических примерах в предыдущих главах. Не обязательно этот принцип реализовывался жестко, так, например, как это имело место в случае больной, где бред колдовства со стороны мужа и его рода — котов, привел со временем к появлению идеи насильственного превращения ее самой в кошку С подобной «эталонностью» данное правило прослеживалось лишь в самых архаических мифоконструкциях. В основном же изосемантизм между воздействующей инстанцией и жертвой (пациентом) мог выражаться в одинаковом их сущностном именовании (воздействие инопланетян приводило к осознанию себя космическим человеком, инопланетянином) или одинаковых функциональных характеристиках (бред гипнотического воздействия на больного сменялся бредом обладания гипнотической силой).

- Читать далее "Принцип изосемантизма в бреде. Мозаичная палитра бреда"

Оглавление темы "Моделирование бреда при шизофрении":
1. Календарно-мифологический цикл. Бредовая персонификация
2. Тотемный брак у пациента Ясперса. Кататоно-онейроидный синдром с тотемным браком в бреде
3. Сценарий тотемного супружества. Открытость мыслей и чтение чужих мыслей
4. Психоз во время Солнцеворота. Противоречия в бреде тотемного брака
5. Культуральное моделирование бреда. Аналоговые модели бреда при шизофрении
6. Ритуал инициации в бреде. Психопатология как адаптация
7. Историогенез феноменологам психического автоматизма. Симптомы шизофрении первого (I) ранга
8. Симптомы шизофрении второго ранга. Эссенциальные проявления синдрома Кандинского - Клерамбо
9. Идеаторный компонент шизофрении. Синкретизм архаического бреда
10. Принцип изосемантизма в бреде. Мозаичная палитра бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.