Бред отнятия и вкладывания. Феномен вкладывания в бреде

По нашему опыту, инкрустированный в структуру «отнятие — вкладывание» акт психофизического «обмена» между пациентом и воздействующей средой обнаруживается в бреде довольно часто, если не в форме такого четкого замкнутого цикла, то по крайней мере редуцированно.

В этом наблюдении совсем не случайно сердце является экстериоризируемой частью тела и одновременно видимым образом умерших. Подобно тому как вместо отнятых мыслей у этой больной вкладывались «голоса» умерших, так и вместо ее выделяемого вовне сердца должно было быть вложено «сердце» умерших, однако этот обмен остается незавершенным - все ограничивается лишь визуальным контактом с потенциальными «имплантатами».

Больной А (архив 2001 г) в остром психозе совершает нелепые манипуляции с платком со словами «. .это варежка В ней — зверушка» На этапах редукции психоза видит сон, в котором он убивает медведя «на шапку».

С большим разрывом во времени у этого больного происходит завершение паттерна ритуального взаимопроникновения с тотемом, и уже не в психопатологии, а в обычном сновидении: символически сначала моделируется ситуация «зверь внутри человека» (заместителем человеческого тела выступает часть одежды — варежка), а затем — «человек внутри зверя» (внутри одежды — шапки из медвежьей шкуры).
Цикл ритуального обмена может опосредовать бредовые идеи целительства и связанное с ними псевдоврачевание, как это произошло у пациентки Л.

феномен вкладывания в бреде

Образ предка или некоего обожествляемого первоначала, стоящего за воздействующей инстанцией, в одних случаях мог смещаться на реальных родителей или других родственников, в других - становиться предельно абстрагированным, но и тогда между обеими сторонами был возможен аналогичный обменный процесс. К примеру, больные говорили о том, что мысленно вошли в сознание своих родителей, а мысли родителей слышатся у них в голове, что они мысленно превращаются то в отца, то в мать; что их сознание выходит вовне, а весь материальный мир вливается вовнутрь и т. д.

Континуитет всех вариантов «отнятия - вкладывания», объединенных общностью происхождения в культурно-историческом прошлом, представляет большой интерес для понимания патодинамических механизмов синдрома психического автоматизма. Далее в этой главе мы еще будем возвращаться к вопросу о различных клинических коррелятах ритуального обмена, неполных или не оговариваемых внятно в бреде, распознавание которых требует целенаправленной аналитической работы.

Особенности источника, техники, посредников воздействия и феноменов «вкладывания» определяют характер формирующегося в дальнейшем активного бреда воздействия, а часто и бредовой миссии как таковой. Напомним, в мистическом ритуале посвящаемый подлежал процедуре пересотворения «по образу и подобию» тотемного божества-первопредка; раздаривание же души и тела при совершении креативного акта считалось атрибутивной чертой этого божества.

В этой связи известный мегаломанический вектор шизофренического бредообразования, тенденциозное прорастание мифологического «Я» пациента в архетип тотемного демиурга или космического божества наводят на мысль о детерминированной ассоциированности мегаломании с идеями самопожертвования, всевозможного донорства и активного воздействия. Данная ассоциированность есть признак, свойственный только шизофрении и никакой другой болезни. В архаических сообществах тотально бытовали поверья о том, что одержимый всегда старается вогнать вселившийся дух, все равно злой или «благодетельный», в одушевленный или неодушевленный предмет, поместить его «на содержание» и таким образом избавиться от него (Tylor E.B., 1871).

Следовательно, с культурно-генетических позиций в любой одержимости изначально заложена готовность к трансмиссии, что можно рассматривать как историогенетическую предпосылку потенциального видоизменения синдрома автоматизма в онтогенезе болезни от «пассивного» варианта к «активному» Бред воздействия с активным знаком типологически сходен с «магической отдачей», качественно обусловленной семантикой «магического вкладывания».

- Читать далее "Клиническое развертывание психических автоматизмов. Магическое воздействие — тотемистическая идентификация"

Оглавление темы "Примеры соматического автоматизма при шизофрении":
1. Психические автоматизмы в бреде. Соматический автоматизм
2. Бред отнятия и вкладывания. Феномен вкладывания в бреде
3. Клиническое развертывание психических автоматизмов. Магическое воздействие — тотемистическая идентификация
4. Феномен телесной открытости. Синдром соматопсихического автоматизма
5. Соматический автоматизм при парафрении. Бред физического воздействия
6. Инкорпорация инородных тел в бреде. Феномен вкладывания при бреде
7. Бред аутопсихического воздействия. Бред с интериоризацией — экстериоризацией
8. Бред воздействия с активным воздействием. Механизм обмена Я и не-Я
9. Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда
10. Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.