Бред воздействия с активным воздействием. Механизм обмена Я и не-Я

В случае синхронного двухвекторного воздействия на пациента последний идентифицируется с одной из инстанций, семантика которой предопределяет семантику бреда воздействия с активным знаком. Выбор объекта для самоидентификации определяется, очевидно, духовно-этическими установками больного, а также непостижимыми до конца запросами его индивидуального и коллективного бессознательного. Так, больная Л. испытывает дихотомическое воздействие со стороны «чертей» и одновременно «голоса Бога», но стойко идентифицирует себя с «ведьмой, отвергнутой Богом». Как следствие, у нее формируются идеи негативного воздействия на людей и «злой миссии». Больной Б. подвергается массированной атаке «темных сил», но это не мешает ему, и даже скорее подталкивает идентифицироваться со «светлым» персонажем — Солнышком, героически противостоящим «темным». Выявить определяющий будущую идентичность героя агент в общем потоке воздействий подчас бывает не так легко; иногда этот агент буквально «растворяется» в массе бурлящих вокруг пациента субъективных и объективных событий и не подлежит вычленению. Он может казаться не более чем малозначительной деталью в повествовании, тогда как его значение для дальнейшего хода бредообразования чрезвычайно велико.

В частности, у больного Б., как мы помним, предпосылками его «светлой» идентичности стали давняя никтофобия, многолетний конфликт с братом-алкоголиком, в котором Б выступал в роли защитника матери, а также миграция на юг с гиперинсоляцией. Условно желаемое воздействие солнца - реальное (гиперинсоляция), а затем бредовое («напитывание солнечной энергией») оказывается решающим в выборе пациентом его «солярной» идентичности.

Из представленного выше хода рассуждений становится ясно, что принцип «уподобления» воздействию в сюжетообразовательных процессах бреда подлежит корректировке сообразно с персональным мифом пациента. Теперь, с обоснованных здесь позиций, открываются новое видение и понимание основных мифологических типов бредовой аутоидентификации. Легко увидеть, что механизм «обмена» между «Я» и «не-Я» («интериоризация - экстериоризация») опосредует каждый из восьми описанных выше архетипов.

Архетип А: посвящаемый герой участвует в акте магико-ритуального обмена с тотемом, антропоморфным предком, демоном и т. д.
• Архетип В: у героя, персонифицирующего собой природу, в осенне-зимний период пассивно отнимается (экстериоризируется) позитивное (жизнь, свет, тепло и т. д.) и инкорпорируется негативное (смерть, тьма, холод и т. д.). В весенний период бывает и наоборот.

бред при шизофрении

Архетип С: герой-спаситель активно интериоризирует негативное и, преобразуя его, экс-териоризирует как позитивное.
• Архетип D. герой вступает в отношения магико-тотемного обмена со стороной брачного партнера.

Архетип Е: культурный герой, пройдя стадии позитивной интериоризации, экстериоризирует культурные блага.
• Архетип F: прикстеру свойственен цикл «интериоризации—экстериоризации», преимущественно, всего негативного вследствие ассимиляции темного (демонического) начала или обесценивающего (со сменой знака «+» на «-») копирования позитивного.

Архетип G. демиург, пройдя соответствующие стадии интериоризации, творит (экстериоризирует) мир и людей.
• Архетип Н: герой, персонифицирующий космических предков - Отца Солнце и Мать Землю, пройдя соответствующие стадии интериоризации, экстериоризирует присущие тому или иному предку креативные функции.

Такая комплементарность архетипического механизма «интериоризации — экстериоризации» основным типам мировой мифологии косвенно дает право судить о той значительной роли, которую, вероятнее всего, сыграла психопатология соматопсихического автоматизма в становлении ранних форм религии и культуры.

- Читать далее "Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда"

Оглавление темы "Примеры соматического автоматизма при шизофрении":
1. Психические автоматизмы в бреде. Соматический автоматизм
2. Бред отнятия и вкладывания. Феномен вкладывания в бреде
3. Клиническое развертывание психических автоматизмов. Магическое воздействие — тотемистическая идентификация
4. Феномен телесной открытости. Синдром соматопсихического автоматизма
5. Соматический автоматизм при парафрении. Бред физического воздействия
6. Инкорпорация инородных тел в бреде. Феномен вкладывания при бреде
7. Бред аутопсихического воздействия. Бред с интериоризацией — экстериоризацией
8. Бред воздействия с активным воздействием. Механизм обмена Я и не-Я
9. Сделанность в бреде. Эволюционно-генетический взгляд на происхождение бреда
10. Соотношение отнятия и вкладывания в бреде. Эффекты колдовства и одержимости в бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.