Феномен открытости с элементами ритуала посвящения. Моральный суд в бреде

Следующий пример четче отражает непосредственную связь феномена «открытости» с элементами ритуала посвящения, в частности с «моральным судом».
Больная П , 30 лет (архив 2006 г, когорта А) в регулярно повторяющихся в течение полугода наплывах псевдогаллюцинаторных псевдовоспоминаний увидела, как ее околдовала мачеха, являющаяся ведьмой и ясновидящей Сначала опоила заговоренным вином, накормила такими же продуктами, затем посадила на стул, положила руку на голову, погрузила в гипноз и стала выпытывать все самое интимное П. безропотно, как сомнамбула, отвечала Ее ответы мачеха с насмешкой и злорадством повторяла вслух Таким образом мачеха все выведала о ней, «узнала всю подноготную», «просмотрела» всю ее жизнь от самого рождения до смерти, увидела будущее Затем на этом и последующих сеансах мачеха регулярно внушала ей желание «гульбы», а в конце, перед пробуждением, велела все забыть

Многие годы больная жила, не ведая того, что поступает не по своей, а по мачехиной воле Вступала в беспорядочные половые связи, но ни о чем не догадывалась до тех пор, пока мачеха не решила «отрыть» ей память и показать в картинах-воспоминаниях все магические «сеансы» К этому времени она уже изменила отношение к П., потому что полюбила ее, наблюдая ее в младенчестве. Кроме того, односельчане узнали от мачехи всю тайную жизнь П , за что укоряли поначалу ее, а затем все больше мачеху, за ее «проделки» Мачеха «запрограммировала» все так, чтобы П попала к хорошему знахарю. Тот лечил ее («отделывал») заклинаниями и молитвами

Больная на расстоянии чувствовала его благотворное воздействие, «слезы сами лились рекой - очищалась через них» Однажды почувствовала свои гениталии и грудь как нечто неестественное, чужое, «как будто внутри менял сидел мужчина», вспомнила, что об этом ее предупреждал знахарь. Била себя по этим местам, автоматически повторяя внушения мачехи «Я грязная, гулящая...». С этого момента перестала чувствовать себя женщиной, испытывала тягу к чистоте во всем Видела вещие сны («как показ кино») о своем будущем, в которых она умеет общаться телепатически, жених (пока еще незнакома с ним) пытается ее утопить, а она чудесным образом стоит на воде.

ритуал посвящения в бреде

У больной П. бредовое воздействие на этапе псевдогаллюцинаторных псевдовоспоминаний носит психофизический характер, конкретно персонифицировано, контагиозно, детально оформлено в процедурном отношении и материально опосредовано. На протяжении полугодия у пациентки не наблюдается иных автоматизмов, равно как и актуального бреда воздействия, за исключением ретроспективного бреда судьбы. Мотив психической «открытости» также звучит ретроспективно в контексте обрядоподобной «исповеди» — развертывания и чтения «ведьмой» всей жизни пациентки, как книги, с последующим «осуждением» и «прощением».

Он столь интимно встроен в содержание сценоподобных псевдогаллюцинаторных псевдовоспоминаний, что почти неразличим как автономный симптом, но тем ценнее его обнаружение в синкретическом сплаве архаического синдрома. Согласно хронологии повествования, вслед за насильственным «открыванием» души пациентки звучит «комментарий» {мачеха все ответы больной повторяла со злорадной насмешкой), а затем в ее мозг «вкладывается» поведенческая программа, напоминающая регламентированный в языческих ритуалах промискуитет. Идей «отнятия» чего бы то ни было в явной форме еще нет, но они косвенно подразумеваются: если была «вложена» новая поведенческая программа, значит, предварительно было прекращено действие старой, присущей неповрежденному естеству. В словесном «комментарии» и «моральном суде» угадываются элементы, прообразовательные в отношении типичных для синдрома автоматизма развернутых галлюцинаций комментирующего, уличающего, осуждающего, издевательского, бранного и прочего содержания.

Развернутые автоматизмы в актуальном времени появляются у П позже, после знакомства со знахарем. Эпизод остропереживаемой бредовой соматопсихической деперсонализации с отчужденным восприятием женских половых признаков содержит в себе отголосок шаманизма превращенного пола. В этом эпизоде, эквивалентном аутометаморфозе, прослеживаются все те же феномены соматопсихического «отнятия» (своего пола) и «вкладывания» (другого пола), но по-прежнему слаборазличимые из-за большой степени синкретизма бреда.

То, что бредовый сюжет пациентки имеет ритуально-посвятительную основу, доказывает присутствие в нем и других специфических черт: исполнение роли патронессы мачехой, временной сдвиг в прошлое, сочетание «превращения пола» с поведением «катартической магии», зарождение со временем бредовых идей психического обогащения. Получаемые в итоге испытаний «дары» пророчества, телепатии, левитации идентичны оккультному характеру оказанного на пациентку воздействия, что вскрывает самую суть произведенного над нею действа - посвящение в такую же «ведунью», как и ее посвятительница. Эти «дары» еще не вошли в реквизит бреда особых способностей, но уже предвосхищают его в содержании сновидных автоматизмов.

Мы видим также, что симптомы «разматывания воспоминаний» и псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания, равно как и ментизмы, имеют прямое отношение к феноменам психической «открытости» и «вкладывания».

- Читать далее "Реликты архаического бреда. Структура соматопсихического автоматизма"

Оглавление темы "Особенности бреда при шизофрении":
1. Сенестопато-ипохондрическая симптоматика. Завершенные конструкции одержимости
2. Больные с архаическим бредом. Конструкция магия - одержимость
3. Феномен открытости с элементами ритуала посвящения. Моральный суд в бреде
4. Реликты архаического бреда. Структура соматопсихического автоматизма
5. Одержимость в бреде. Тема окруженности тотемом
6. Гретеровский дебют шизофрении. Синдром психического автоматизма при гретеровском дебюте шизофрении
7. Шаманство и транзиторная одержимость в бреде. Транзитивный бред воздействия
8. Пример соматопсихического автоматизма. Пациент с соматопсихическим бредом автоматизма
9. Синдром Кандинского — Клерамбо с соматическими автоматизмами. Идеосенсорные автоматизмы
10. Синдромы бреда колдовства и одержимости. Магическое воздействие и тотемистическая идентификация
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.