Феномены двойников в бреде. Эхо-симптомы при шизофрении

М.Г. Гулямов (1965) приводит историю больного, описанного С.Д. Величко (1914), который видел своего двойника в субъективном пространстве, заслонявшего реальное восприятие мира, мысленно общался с ним. Это видение отличалось живостью и насильственностью, параличом собственной психической деятельности.

A.M. Халецкий (1969) описал острый психоз у больного К., который после короткого периода императивного галлюциноза с агрессивным поведением впал в оцепенение, несколько недель не сводил глаз с соседа по палате - олигофрена, в точности копировал все его движения, только не отвечал на вопросы и не повторял его ответов.

В случае кататоника К., описанного А.М. Халецким, легко заподозрить все тот же поведенчески выражаемый, хотя и невербализуемый больным «обмен душами» между К. и его «двойником» олигофреном Икс, в котором К. испытывает одержимость объектом Икс и одновременно экстериоризирует свое «Я» в личность Икс.

феномены двойников в бреде

Не будем повторять сказанного нами о бытовавшей магии двойника у примитивных народов. В этнографическом многоголосии этой темы обратим внимание на то, что непосредственно смыкается с развитием примитивных бессознательных представлений о мистической сопричастности души. В разных культурах в той или иной форме глубоко укоренено представление о двойнике человека или мифического героя (заключенном в имени, предмете, образе духа-покровителя, мире предков или в абстрактной небесной душе), соединение с которым ведет к состоянию духовной и телесной целостности, совершенства, бессмертия и самосозидания.

Душе предназначалось быть сопричисленной к первичной созидательной силе. В этом смысле душа должна была обрести тождественность с созидательностью ее Творца (Neumann E., 1998; Levi-Bruhle Н., 1922). При этом, как отмечает Е. Neumann (1998), между душой и ее двойником устанавливались так называемые «уроборические» (взаимосоединяющие и взаимопроникающие) отношения, в чем-то подобные тем, которые существуют физиологически между телом и внешним миром.

Сделать вывод о связи «двойника» с древними представлениями о душе, ее девственной диссоциированности и стремлении обрести целостность, способности души выходить из тела, сохраняя с ним определенное фенотипическое сходство, а также с репертуаром сопричастности-посвяшения и, нередко, функциями самого посвятителя, с которым неофит состоит в отношениях психофизического обмена, подталкивают и клинические наблюдения.

- Читать далее "Примеры двойников в бреде. Примеры эхо-симптомов"

Оглавление темы "Синдром автоматизма, парафрения и онейроид":
1. Родство синдрома автоматизма, парафрении и онейроида. История синдромов автоматизма и парафрении
2. Смежность феноменов одержимости. Синдром автоматизма с онейроидом
3. Архетиктоника онейроида. Острые и хронические бредовые синдромы
4. Парафренные конструкции. Соматопсихические автоматизмы
5. Синкретизм парафренных конструкций. Фабульное сходство парафренных синдромов
6. Об идеаторном автоматизме. Морфология идеаторного автоматизма
7. Феномены двойников в бреде. Эхо-симптомы при шизофрении
8. Примеры двойников в бреде. Примеры эхо-симптомов
9. Истоки образа двойника в бреде. Речедвигательные эхо-феномены
10. Зарождение эхо-феноменов в кататонии. Массовые истерические психозы шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.