Зарождение эхо-феноменов в кататонии. Массовые истерические психозы шизофрении

В контексте рассуждений попытаемся хотя бы схематически набросать модель того, как в лоне кататонии с присущим ей эхо-психизмом могли зародиться такие описанные здесь закономерности бредообразования, как принцип уподобления субъекта воздействия объекту воздействия и закон симметрии и подобия между бредом пассивного и активного воздействия. Насильственно возникающие при кататонии эхо-праксии, эхо-мимии, эхо-лалии, всегда предполагающие присутствие кого-то, кто выступает невольным их индуктором, являются поводом к зарождению у больного чувственного представления об этом индукторе как о магической фигуре, обладающей силой сверхъестественного воздействия на него как на реципиента.

Эту же идею способна подпитывать обусловленная гипноидным состоянием сознания пассивная подчиняемость (гиперсуггестивность) кататоника в отношении словесных и жесто-вых команд. Ригидное стереотипное воспроизведение больным эхо-симптомов, особенно в режиме последействия (вслед за прекращением непосредственного контакта с индуктором), укрепляет его в мысли об инкорпорации в него духа индуктора - состоянии одержимости, и продолжающем оказываться на него воздействии Характерный для кататоно-гебефрении феномен «бездействия мыслей» (родственное реакции двигательного оцепенения — «застывание» психических процессов) и другие негативные симптомы способны преломляться в этом состоянии как явления «отнятия души» индуктором (синкретический прототип будущих феноменов «отнятия» мыслей, чувств, памяти и т. д.).

По аналогии с комплексом «застывание — озарение — бегство» переживается «смерть и новое рождение», что порождает цепь образных ассоциаций о «распаде тела» и его «собирании заново».

эхо феномены при кататонии

Момент «смерти» визуализируется в измененном (гипноидном) сознании как «другой мир» Подобно тому, как в адаптивном этологическом комплексе «застывание» чередуется с «бегством», так и здесь «бездействие мыслей» сменяется наплывом фантастических видений, представлений, фантазий, идей и аккомпанирующих им необычных соматических ощущений, которые все вместе трактуются больным как «вложенные» (прообразы автоматизмов). Все эти процессы опосредуются непрерывающимся воздействием и одержимостью магической фигурой индуктора; закономерно, что на него ложится ответственность и за сам процесс расчленения и пересотворения, и за вкладывание в реципиента при пересотворении материальных и духовных презентов, последние, как и «полет в другой мир», несут на себе печать индуктора, а сам индуктор воспринимается теперь как посвятитель. Реципиенту, дублирующему во всем индуктора, отводится в каком-то смысле роль его двойника и наоборот, поскольку между ними осуществляется взаимный психофизический обмен. Длящееся все это время фиксированное состояние одержимости и овладения приводит в свою очередь к осознанию своей идентичности с магической фигурой индуктора — превращения в него, и, как следствие, к идее собственного обладания магической силой ощущавший себя реципиентом больной сам начинает осознавать себя источником магического воздействия на окружающих -его реципиентов и, в каком-то смысле, двойников.

При той высокой степени индуктивности и готовности продуцировать массовые истерические психозы, которая царила в примитивных сообществах, больной кататонической шизофренией с большой вероятностью мог становиться их активным возбудителем. Учтем, что эхопраксии, эхо-лалии, гиперсуггестивность и автоматическая подчиняемость характерны для некоторых этнопсихопатологических синдромов, являющихся диссоциативно-конверсионными, например для таких, как «лата» В случае последнего, возникающего преимущественно у женщин, толчком к аномальному поведению чаще всего является испуг (от резкого звука или вызывающего страх словесного стимула). Таким образом, если больной шизофренией в примитивной культуре мог выступать, вероятнее всего, в роли индуктора массового психоза, то личности с диссоциативно-конверсионными расстройствами - в роли «передаточных звеньев» этой индукции Синдром «лата» распространен на разных материках (в Евразии. Африке. Северной Америке).

Но в широком смысле эхо-симптомы неизменно сопровождают самые разные массовые психозы истерической природы и безотносительно к данному синдром) По-видимому, психодинамический паттерн «пассивный имитатор — эталон для имитации другими не является прерогативой шизофрении, равно как и любой другой болезни он есть глубоко укорененный механизм биологической адаптации в форме подражательного поведения, который при разных нозологиях приобретает разную психопатологическую «аранжировку »

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Синдром автоматизма, парафрения и онейроид":
1. Родство синдрома автоматизма, парафрении и онейроида. История синдромов автоматизма и парафрении
2. Смежность феноменов одержимости. Синдром автоматизма с онейроидом
3. Архетиктоника онейроида. Острые и хронические бредовые синдромы
4. Парафренные конструкции. Соматопсихические автоматизмы
5. Синкретизм парафренных конструкций. Фабульное сходство парафренных синдромов
6. Об идеаторном автоматизме. Морфология идеаторного автоматизма
7. Феномены двойников в бреде. Эхо-симптомы при шизофрении
8. Примеры двойников в бреде. Примеры эхо-симптомов
9. Истоки образа двойника в бреде. Речедвигательные эхо-феномены
10. Зарождение эхо-феноменов в кататонии. Массовые истерические психозы шизофрении
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.