Идеаторные автоматизмы. Духовный опыт и психопатология автоматизма

Выделенные В.Х. Кандинским два вида галлюцинации — истинные и псевдогаллюцинации, в историкокультуральном плане сообразуются с древними представлениями о существовании двух видов восприятия:

1) чувственное зрение, слух;
2) духовное «видение» и «слышание».
В преданиях об этих явлениях языческие религии, в том числе буддизм, индуизм, а также монотеистические религии, обнаруживают поразительное единомыслие.

О языческих верованиях в телепатию Дж. Фрезер (1986) писал как об одном из устоев магии. Считалось, для того чтобы услышать «голоса духов», нужно заставить замолчать голос своего разума.

идеаторные автоматизмы

Архиепископ Иоанн (Максимович) в книге «Жизнь после смерти» (1992) пишет: «Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное». В житиях святых встречаются выражения «открытие чувств», «открылись духовные очи и слух». Кроме того, автор высказывает свое мировоззрение на мысли как материальные явления, проникающие в сознание человека, его сердце и ум и способные оказывать влияние на него.

Французский исследователь Сатпрем, адепт интегральной йоги, основанной Ш. Ауробиндо, говорит о проникающих в сознание медитирующего «мыслеформах», который тот может принять или не принять в зависимости от своего личного выбора (Сатпрем, 1989; Ауробиндо Ш., 1992)

Эта тема нашла отражение в религиозной литературе. Так, православный монах, архимандрит Софроний (1994) в своих записках указывал: «Действием Божиим возможна даже передача духа одного человека другому» В современных исследованиях посмертного опыта у людей, перенесших клиническую смерть, проведенных профессором Р. Моуди, Э. Кублер-Рос, отмечается, что все респонденты испытывали мысленное общение с другими душами и потусторонними силами.

Согласно Паисию Святогорцу (2003), любое эмоционально насыщенное негативное отношение к человеку (сглаз, зависть, обида, порча, проклятие) обладает сверхфизическим воздействием на него, и наоборот, сильное чувство сострадания, любви к человеку с молитвенным настроем имеет силу благодатного воздействия.

Весь этот накопленный тысячелетиями духовной опыт и знания о душе нельзя игнорировать, размышляя о происхождении психопатологии автоматизма. При ближайшем знакомстве клинициста с этим наследием складывается впечатление, что возникающие при шизофрении ложные «вкладывания» и «чтение мыслей», «телепатическое общение» и другие аномальные идеи представляют собой сумбурную и по форме, и по содержанию имитацию созвучных им явлений духовного мира, производимую болезнью в чрезвычайно искаженном, как бы окарикатуренном виде.

- Читать далее "Духовное, сверхчувственное восприятие. Христианская традиция приобретения духовных навыков"

Оглавление темы "Автоматизмы и псевдогаллюцинации":
1. Кататоническая имитация поведения. Эхо-галлюцинации при шизофрении
2. Аппеляция к древнему имитативному поведению. Клиника автоматизма
3. Аутофеномены в бреде. Механизм бредообразования
4. Идеаторные автоматизмы. Духовный опыт и психопатология автоматизма
5. Духовное, сверхчувственное восприятие. Христианская традиция приобретения духовных навыков
6. Структура псевдогаллюцинаций. Псевдогаллюцинации в идеовербальной сфере
7. Аналоги вербальных и зрительных псевдогаллюцинаций. Языческая вербальная магия и псевдогаллюцинации
8. Пример псевдогаллюцинаций. Лечение псевдогаллюцинаций
9. Эффективность терапии псевдогаллюцинаций. Течение шизофрении с псевдогаллюцинациями
10. Появление голосов при шизофрении. Бредовые идеи аллопсихического гипнотического воздействия
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.