Аналоги вербальных и зрительных псевдогаллюцинаций. Языческая вербальная магия и псевдогаллюцинации

Типологическими аналогами вербальных и зрительных псевдогаллюцинаций в палеокультуре языческого периода служат описания шаманских камланий, дивинаций (гаданий), визионерства, развивающихся вследствие общения служителя культа с «духами» или его одержимости ими же. Для отправляющего культ испытываемые в подобных ситуациях «видения» и «голоса» не видятся и не слышатся непосредственно в обычном смысле слова, а «посылаются духами», «даются» как откровения из иного мира, т. е. обладают тем же качеством «сделанности» и «избранности» визионера, что и псевдогаллюцинации. М. Элиаде (1998) приводит любопытное признание одного австралийского шамана, касающееся его видений: «...если слишком будешь их бояться, оборвется нить, к которой подвешены эти картины». Сама семантика слова «видения» предполагает различия между ними и объективно зримыми предметами

Восприятие «голосов» при синдроме Кандинского - Клерамбо в чем-то сродни оккультному медиумизму, при котором избранный «духами» делается посредником (медиумом) в передаче людям сообщений этих «духов».

По структуре текстуально развернутые вербальные галлюцинации обнаруживают в той или иной степени типологическое сходство с языческой вербальной магией. Согласно В. Malinowsky (1955), практическое ремесло магии имеет узкоочерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя. Самым важным элементом магии служило заклинание, а ядром магического воздействия являлась формула.

псевдогаллюцинации

На основании всего сказанного выше параллели с галлюцинациями — императивными, угрожающими, комментирующими, информирующими, возникают сами собой. В содержании «голосов» больные часто слышат угрозы физического насилия, пыток, превращений и т. д. Эти угрозы стереотипно или с некоторыми вариациями повторяются, живописуются в деталях настолько ярко и эмоционально, что у больного легко достигается их визуализация.

Галлюцинации, информирующие о владельцах «голосов», истории их происхождения и целях «контакта» с пациентом, корреспондируют с этиомифологическим аспектом вербального магического ритуала.

Как уже отмечалось выше, при массивном поливокальном галлюцинозе сам контакт пациента с обладателями «голосов» нередко напоминает словесное состязание, ситуацию «один против всех» и «все против одного». Разве не то же самое нам приходиться наблюдать в психиатрической клинике? Осознание «невыполнения» миссии или несостоятельность в решении «головоломок», заданных посредством психоза, у некоторых больных повышало их суицидоопасность даже по прошествии острого периода болезни. Так, нами приводился случай пациентки К., которая, ответив «неправильно» на экзаменационные вопросы «богов», настойчиво повторяла суицидальные попытки, следуя «приговору» этих же «богов».

- Читать далее "Пример псевдогаллюцинаций. Лечение псевдогаллюцинаций"

Оглавление темы "Автоматизмы и псевдогаллюцинации":
1. Кататоническая имитация поведения. Эхо-галлюцинации при шизофрении
2. Аппеляция к древнему имитативному поведению. Клиника автоматизма
3. Аутофеномены в бреде. Механизм бредообразования
4. Идеаторные автоматизмы. Духовный опыт и психопатология автоматизма
5. Духовное, сверхчувственное восприятие. Христианская традиция приобретения духовных навыков
6. Структура псевдогаллюцинаций. Псевдогаллюцинации в идеовербальной сфере
7. Аналоги вербальных и зрительных псевдогаллюцинаций. Языческая вербальная магия и псевдогаллюцинации
8. Пример псевдогаллюцинаций. Лечение псевдогаллюцинаций
9. Эффективность терапии псевдогаллюцинаций. Течение шизофрении с псевдогаллюцинациями
10. Появление голосов при шизофрении. Бредовые идеи аллопсихического гипнотического воздействия
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.