Ассимиляция новейших социокультурных достижений. Антиципация новейших техногенных достижений

Анализ бредового содержания в сравнительно-культуральном контексте у больных рассматриваемой группы выявил две взаимосвязанные закономерности. Первая закономерность, как уже отмечалось выше, состояла в обеднении психопатологической продукции видимыми архаизмами наряду с упрощением или даже рудиментарностью бредовой структуры.

Эволюционно новый бред коррелировал со схемой МРК по краткому ряду звеньев, узловыми в котором были «магия» и «одержимость» В связи с преобладанием идеаторных автоматизмов и неоформленностью процедурного компонента воздействия корреляция семиотики бреда у больных 3-й группы ограничивалась типологией вербальной магии и традиционными верованиями в экстрасенсорную перцепцию. Диапазон целей воздействия, сопоставимых с видами магии, сводился к дихотомии — «благоприятное воздействие — неблагоприятное» (26 больных), либо цель воздействия оставалась неопределенной. По этой же причине все 52 наблюдения 3-й группы оказались недифференцируемыми в отношении типа (процедуры) магии. Удовлетворительное объяснение отмеченных выше фактов может быть дано в свете этнографических данных о более позднем возникновении вербальной магии в истории архаической культуры (Токарев С.А., 1990).

В тех наблюдениях позитивных психических и отдельных сенсорных автоматизмов (32 человека), в которых больные являлись «носителями голосов» и/или отчужденных мыслей и переживаний, последние правомерно было рассматривать как феномены, сочетающие в себе слабые аналогии и с магическим воздействием, и с одержимостью, но они отличались абстрактностью, незавершенностью, полной утратой тотемных и предметных черт. Явления «одержимости», как правило, не вербализовались пациентами как таковые, если и говорилось о чем-то, что вовнутряется в их организм, то оценивалось это исключительно как некое полевое образование («энергетический сгусток», «ком наподобие электромагнитного поля», «негативная энергия»).

бред техногенных достижений

Другая закономерность бреда выражалась в большей его подверженности новым социокультуральным влияниям. В частности, выявленные характеристики модернизированного бреда — космичность, психический и полевой тип воздействия (НЛО, телепатия, психотронное оружие, лазер, биополе, торсионные поля, ЭВМ), обладали высокой степенью сходства с основными тенденциями современного мифотворчества. В числе последних культурологами указываются технизация и космологизация массового сознания, ориентация в отличие от первобытной натурфилософии в будущее на аутоэволюцию человечества и развитие скрытых резервов психики, «мифы» о внеземных цивилизациях и посещении планеты пришельцами из космоса (Чернышева Т.А., 1983; Jung K.G., 1958).

Кроме того, эволюционно новые варианты бреда отличала повышенная способность ассимилировать новейшие социокультурные веяния или даже опережать их зарождение в обществе. В психиатрической литературе есть ссылки на предвосхищение в психопатологии шизофрении таких феноменов технокулыуры, как телевидение и трансплантология (Самохвалов В.П., 1993). Мы становимся свидетелями реального воспроизведения стереоэффекта и моделирования звука внутри головы (как при аудиогаллюцинировании с интрапроекцией), мультимедийной связи, сходной с комплексным (полимодальным) галлюцинированием, имплантации микрочипов в тело человека - идеи, предвосхищенной гораздо ранее в бреде одержимости компьютером (Зайцева-Пушкаш И.А., 2000).

Крупными учреждениями проводятся эксперименты по дистанционному (мысленному) управлению бытовыми электроприборами, их включению и выключению, а также телепатическому общению людей, которым имплантирован электронный чип. Сегодня уже вряд ли кого-то удивит тот факт, что траектория движения любого биообъекта, которому вживлен электронный имплантат, легко и повсеместно может быть отслежена с помощью спутниковой связи. Однако вряд ли возможно исчерпать весь список тех инноваций, о которых прежде приходилось слышать лишь от обитателей психиатрических клиник. Не чувствуя себя вправе давать оценку степени научной корректности тех или иных экспериментов, мы вполне можем ограничиться констатацией того очевидного факта, что все когда-либо оглашаемые бредовые фантазии сегодня если не реализованы на техноцивилизационном уровне, то, во всяком случае, «витают в воздухе» и являются частью коллективного сознания на уровне социомифологии. Бред при шизофрении, сочетающий в себе парадоксальным образом архаику и знаковые конструкты научно-технического прогресса, аккумулирует в себе тенденции современной социомифологии, околонаучной фантастики, уфологии и даже такие «экзотические» направления, как техномагия и технооккультизм. В повседневной жизни все это может приводить к тому, что носители футуристической психопатологии становятся почти неразличимыми со средой и даже выступают «проводниками» семантических конструкций бреда в культуру.
Последнему способствует уже упоминавшийся нетипичный для старых картин шизофрении синтонный способ предъявления болезненных идей.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Эволюция бредовых форм":
1. Бред пересотворения и цереброптозомания. Глоссофагомания
2. Синдром коро. Пример синдрома коро с транссексуализмом
3. Бредовые формы ориентированные вовне. Эволюционная приоритетность архаического бреда
4. Эволюционно-генетическая приоритетность бреда колдовства и одержимости. Трехчленная конструкция воздействия
5. Критерии эволюционного возраста бреда. Патоморфоз пароноидной шизофрении
6. Маркеры изменчивости пароноидной шизофрении. Неразвернутый (преимущественно, мономорфный) характер автоматизмов
7. Соматический автоматизм. Дискретный характер автоматизмов
8. Интерпретативный характер бреда. Абстрактный и неперсонифицированный характер бреда воздействия
9. Лаконичность бредовой конструкции. Невраждебный характер персекуторного бреда
10. Ассимиляция новейших социокультурных достижений. Антиципация новейших техногенных достижений
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.