Одиозное воздействие в бреде. Экстатические состояния

За весь период наблюдения Л. ни разу не пытался увязать происхождение чего-то темного в себе с имевшим когда-то место вампирическим воздействием. Он как будто не видит сущностной и причинно-следственной связи между тем и другим, хотя семиотически она, несомненно, существует: эту связь выдает их общая хтоническая семантика (психическое поглощение, мрак, холод, оцепенение, смерть, сравнение с магнитным полем). В динамике болезни Л. одиозное воздействие извне прекращается вместе с перемещением его источника вовнутрь: с архаикокультуральных позиций очевидна символика одержимости первоначальным агентом воздействия, но эта инкорпорация даже не осознается пациентом как некий последовательный и единый процесс, она скорее духовна, чем грубоматериальна, безлична, процедурно никак не оформлена, что в целом свойственно для патоморфозных синдромов.

В памяти пациента отложилась лишь смена собственных версий: казалось, что негативное влияние идет от людей, потом — посредством людей — от какой-то потусторонней вампирической силы; затем он осознал, что оно осуществляется в его теле, но как и когда это произошло — он не помнит. Естественная для архаических синдромов, равно как и для психологии язычника, логическая цепь «воздействие магической силы — одержимость ею» в сознании этого пациента оказывается разомкнутой. В отличие от сценариев с развернутым бредом воздействия больным Л. никак не увязывается с персекуторным этапом и собственная соматопсихическая дезинтефация, заключенная в сложных деперсонализационных переживаниях. «Отнятие» души и тела в структуре соматопсихической деперсонализации в целом совпадает у него с механизмами инициационного «выворачивания» и «смерти - нового рождения», но выглядит застывшим и расплывчатым, а потому едва узнаваемым: ухолт лучшая часть души, она вытесняется чем-то чуждым и темным, что заполняет почти все существо; внутренности поджимаются кверху (рудимент их «отнятия») как бы идущей снизу враждебной силой, отделяется распадающееся на части тело, а оставшееся тело заполняется хтоническими субстанциями (претерпевает оцепенение, окаменение..., «замороженность, как бы покрытость льдом»).

экстатические состояния

Но помимо одиозного «отнятия» и «вкладывания» отмечаются активно стимулируемые пациентом явления благотворного духовного «вкладывания». Они прослеживаются в медитативном «посвящении» со стороны примкнувшей к высшему миру души (в каком-то смысле «двойника»). Вызываемые «свыше» экстатические состояния отражают переход к заключительному этапу посвятительного ритуала — высокой миссии посредника между Небом и Землей, что типично для «культурного героя» и «спасителя мира».

- Читать далее "Бредовые феномены отнятия. Относительная упорядоченность поведения"

Оглавление темы "Психический автоматизм при бреде":
1. Имплицитность посвятительного кода психопатологии. Соматопсихическое выворачивание
2. Тройное Я у пациента. Соматопсихический статус при архаическом бреде
3. Одиозное воздействие в бреде. Экстатические состояния
4. Бредовые феномены отнятия. Относительная упорядоченность поведения
5. Амбулаторный характер протекания болезни. Патоморфоз психического автоматизма
6. Пример психического автоматизма. Влияние литературы на развитие психического автоматизма
7. Компьютер как тотем в бреде. Феномен соматического вкладывания
8. Синдром вербального псевдогаллюциноза. Корреляции клинической семиотики психического автоматизма
9. Галлюцинации информирующего содержания. Бред инсценировки при шизофрении
10. Любовный бред при шизофрении. Тотемный брак в любовном бреде
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.