Семиотика жилища и космоса. Символика окна при шизофрении

В контексте сопоставления семиотики жилища и космоса становится понятнее глубинная семантика галлюцинаций, источник которых проецируется за пределы места обитания (улица, соседняя квартира) и отождествляется явно или неявно с миром умерших предков либо враждебным тотемным родом.

Это подтверждалось множеством примеров, в которых содержание «голосов» прямо отражало символическое значение их проекции в архаике: «бабушка зовет к себе на тот свет...», «сосед, живущий за стенкой, запускает змей в живот».

Вообще в поведении больных отмечалась высокая степень значимости любых разделительных линий, порогов, перекрестков как «неблагоприятных»; это же явление часто распространялось и на собственное тело. Так, чувство раздвоенности тела у одного больного достигало такой степени, что, по его словам, он «воспринимал окружающий мир одновременно как бы из двух фокусов, не мог переступить через порог — мешало ощущение, что одна половина тела остается здесь, а другая — там». Именно на таких маркированных участках территории пациентами, как правило, совершались защитные ритуалы.

Пережиточная символика окна в семиотике шизофрении была поливалентным означающим, приводящим к «общему знаменателю» целый ряд разнородных поведенческих феноменов, которые при рутинном клиническом подходе никак не могли быть увязаны друг с другом. Многочисленна категория пациентов, воспринимающих «голоса» преимущественно тогда, когда они находятся в своей квартире, причем «голоса» доносятся вне квартиры (за окном или под окном).

семиотика шизофрении

Часто такие «голоса» поливокальны, носят особо устрашающий характер: обвинения, угрозы расправой, приказы выйти из дома. Их специфика обусловлена особой маркированностью вербальной связи через окно, считавшейся в архаике ненормативной в отличие от визуальной и потому адресовавшейся потусторонней сакральной силе, как светлой, так и темной. Окно связывалось с проникновением во внешнее пространство наряду с пребыванием во внутреннем, с миром космических явлений. Бытовала поговорка: «Что услышишь под окном, того и жди» (БайбуринА.К., 1983).

В психопатологии символика окна нередко прямо или косвенно вплетается в бред одержимости дьяволом или эквивалентными ему существами, а также в контекст «Зазеркалья». Галлюцинаторные образы — фантастические животные, инопланетяне и т п., проникали в комнату через окно, овладевающе действовали на сознание, иногда инкорпорировались в тело в виде «голосов», приказывающих прыгать в окно.

В ряде случаев поведение дефенестрации (выпрыгивание в окно) и императивные галлюцинации, побуждающие к тому же действию, ввиду непродуктивности контакта с больными позволяли вначале лишь предполагать наличие демономанической окраски переживаний, что подтверждалось в дальнейшем Такого рода феномены корреспондировали с функцией окна как нерегламентированным входом и выходом. В архаике это значение окна актуализировалось при обрядовом контакте с миром умерших предков, в том числе тотемных; окно служило местом проникновения различных враждебных сил («через окно ходят только воры и нечистая сила») (Байбурин А К., 1983). Показательно, как данный аспект используется в современном искусстве: в фильме Т. Абуладзе «Покаяние» (1984 г.) режиссерская мысль с целью подчеркнуть античеловечную, сатанинскую сущность приспешников режима Л. Берии заставляет их «телепортироваться» из дома через окно.

Кое-где на Украине сохранилось суеверие: для того чтобы сменить крестных родителей ребенка, надо передать его через окно наружу «новым крестным» (информатор А П. Федорец). В данном случае христианские предписания подменяются регрессией к языческому прошлому: вынос ребенок из дома через окно символически как бы разрывает его связь с горним миром светлых ангелов и приобщает к миру падших духов.

Еще один из аспектов окна, связанный с родовым и микросоциальным статусом женщины, заключался в идиоме: сидеть внутри дома перед окном означает быть девушкой, невестой. В этом случае появление визуальных или иных образов за окном атрибутируется, соответственно, жениху или Богу (небесному Жениху). Подобная семантика окна в нашем материале встречалась реже и в основном у женщин.

- Читать далее "Символические перекодировки при шизофрении. Культурная трансформация шизофрении"

Оглавление темы "Характеристика проявлений шизофрении":
1. Анимистическое мышление при шизофрении. Мифопоэтика при шизофрении
2. Синдром Дулитл - птичьего голоса. Пример шизофрении
3. Рецидивы шизофрении. Вид религии и шизофрения
4. Душа и шизофрения. Характеристика души в бреде
5. Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ
6. Символика бредовых галлюцинаций. Галлюцинаторно-бредовые образы
7. Семиотика жилища и космоса. Символика окна при шизофрении
8. Символические перекодировки при шизофрении. Культурная трансформация шизофрении
9. Тотемизм. Характеристика и виды тотемизма
10. Гилозоистический тотемизм. Родовой тотемизм
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.