Гилозоистический тотемизм. Родовой тотемизм

Больной Р, 37 лет (1994), украинец Заболевание кататонической шизофренией манифестировало с ощущения, что «мысли в голове начали летать». Вскоре стал слышать «голоса», исходящие от самолетов На протяжении последних 20 лет держится стойкая кататоническая симптоматика с разорванностью мышления, ограниченным набором речевых и двигательных стереотипии скрещивает характерным образом ладони на груди или поднимает руки как «в полете».

Комментарий к этим действиям всегда однотипный «Я - сокол» или «Я — орел» Примечательно, что описанный тотем птицы носит у больного сугубо личный характер, так как в отношении происхождения остального человечества звучат другие мотивы «Дарвин был не прав - людей посеяли».

Таким образом, в антропогонии этого пациента заложена идея родового гилозоистического тотемизма. Следует обратить внимание на то, что орнитоморфная символика - прототип тотемистической имитации у этого пациента, появляется закамуфлировано еще в манифестном периоде: в связке слов «мысли — летать» и в одушевлении техногенного субститута птицы — самолета.

Однако то, что у больного Р. вскоре верифицируется явной тотемизацией («Я — сокол», «Я — орел»), у других больных может сохраняться, почти не изменяясь, на протяжении многих лет, иногда - пожизненно, что не лишает неразвернутые клинические зооморфизмы их исконной тотемистической природы, которую надлежит учитывать при интерпретации на ранних этапах их появления.

Аналогии с родовым тотемизмом (5% случаев) фиксировались в высказываниях о том, что сами больные и определенное число их родственников ведут свое происхождение от одного животного-первопредка или иного тотема. У некоторых пациентов подобные антропогонические фантазии впоследствии экстраполировались на весь человеческий род.

С той же легкостью, как мы знаем, могут экстраполироваться на все человечество любые атрибутивные признаки или функции первоначального круга лиц, вовлеченных в бред, будь это преследование или борьба светлых и темных сил. Очевидно, аутистическое сознание, амбивалентное в своей основе, регрессирует к первобытному представлению о человечестве как о коллективе, ограниченном рамками своего племени или, самое большее, совокупности племен, но в развернутом речевом дискурсе тяготеет к оперированию глобальными категориями, свойственными некоему беспрецедентному вселенскому событию. Отсюда проистекает широта тотемистических и иных эквивалентных им обобщений. Приведем клинические наблюдения.

тотемизм

Больной Г., 32 года (архив 1993 г), украинец, сообщает, что когда-то он «был на земле камнем. Новые Адам и Ева возникли от связи биологического животного с кристаллическим, прилетевшим из космоса Каменные идолы VIII—XII вв., экспонирующиеся возле Исторического музея, считает «инопланетянами», среди них есть, по его мнению, «мать, отец и ребенок»

Гилозоистическая идентичность выражается в бредовой конфабуляции Г. о прошлой жизни как о пребывании в образе тотема и возникновении нового человечества от того же тотема.

Больная Г., 42 года (архив 1998 г), украинка. Не замужем, имеет троих внебрачных детей Заболела в 26 лет после смерти матери, когда стала галлюцинировать «Являлась покойная мать, просила закрывать двери». Заболевание связывала с «облучением от телевизора», вследствие чего у нее «исчезла грудь, но потом опять появилась» Большую часть жизни провела в психиатрических стационарах, над больной и ее несовершеннолетними детьми установлено опекунство. Высказываемые ею бредовые идеи сводятся к следующему

Она имеет дочь Иваночку и 12-летнего сына Хуарсика, который был сделан ею искусственно при помощи «мысли в воздухе» Для создания сына она воспользовалась зародышем и 5-копеечной монеткой. После рождения сына она поместила («присыпала») его в «природную материю», прозрачную, как стекло Шесть лет он находился в этой материи, а потом перенесся в ее тело Старшая дочь тоже родилась необычной - может растворяться в воздухе Детей прячет, так как они не зарегистрированы.

Кормит их не пищей, а дуновением изо рта в рот, как птенцов Душу сына может выводить из его тела, и тогда она (его душа) начинает куковать как кукушка Слышит «голоса» своих детей, находящихся на расстоянии 100 м от нее Может вызывать их условным сигналом - трижды прокуковав, а также воскрешать мертвых посредством волн, исходящих от нее Таким образом оживила своих родителей. Ее отец - сын Солнца (бабушки пациентки), прилетел на НЛО Сама она хочет заниматься аэродинамикой.

Данный случай ярко иллюстрирует предоставляемые бредом привилегии, обусловленные его нейтрализующим действием на факты нарушения пациенткой табу в прошлом (запрета на внебрачное рождение), которые мифопоэтически преобразуются в фантазии о безмужнем рождении детей - чудесном партеногенезе. Адаптивность бреда обеспечивается также мифологемой высокого происхождения не только самой героини и ее детей, но и целого рода. Родоначальница — бабушка Солнце, а ее потомки, все как один, маркированные символикой воздуха, судя по всему, — птицы.

В этот тотемный ряд укладываются и идеи «дозревания» новорожденного сына в природной материи, прозрачной, как стекло, — воздушной. В лице пациентки, отягощенной комплексом «плохой матери», тотем птицы приобретает очертания кукушки, что вполне понятно. Деньги в различных мифологических традициях связывались с загробным миром. Магическое использование монеты в процессе зачатия должно указывать на потусторонний нематериальный источник отцовства. Достоинство монеты символизирует сакральный брак (5 — сумма 3 и 2, соответственно мужского числа и женского). Чередование видимости детей и невидимости в архаике означает способность к трансфизическим перемещениям, т. е. особый спиритуалистический статус.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Характеристика проявлений шизофрении":
1. Анимистическое мышление при шизофрении. Мифопоэтика при шизофрении
2. Синдром Дулитл - птичьего голоса. Пример шизофрении
3. Рецидивы шизофрении. Вид религии и шизофрения
4. Душа и шизофрения. Характеристика души в бреде
5. Анимистические вербальные галлюцинации. Анимистический образ
6. Символика бредовых галлюцинаций. Галлюцинаторно-бредовые образы
7. Семиотика жилища и космоса. Символика окна при шизофрении
8. Символические перекодировки при шизофрении. Культурная трансформация шизофрении
9. Тотемизм. Характеристика и виды тотемизма
10. Гилозоистический тотемизм. Родовой тотемизм
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.