Бредовые идеи при аффективным расстройстве. Клиника эпилептических психозов

Бредовые идеи при биполярном аффективном расстройстве, связанные с искажением самооценки, своего социального ранга, - величия, виновности (греховности), особых способностей, высокой или низкой миссии, богатства и т. д., наиболее точно вписываются в семиотику IX, заключительного этапа МРК. Такие бредовые идеи «подводят черту» под результатами испытания, название которому «вся прожитая жизнь». И если маниакальные больные — «гениальные», «богатые», «сверхсексуальные и всеми любимые», «успешно» подвизающиеся на разных житейских поприщах, то депрессивные больные с точностью до наоборот - «бездарные», «неудачники, приносящие всем одни только несчастья», «несостоятельные».

Стоит обратить внимание на то, что никогда при типичном биполярном расстройстве голотимный бред не является следствием патодинамического развития бреда аутопсихического воздействия, бредовой деперсонализации и трансформации личности — здесь бредовая миссия, равно как и бред богатства, всецело определяются знаком аффекта и облегченной реализацией потребности в компенсаторных или, наоборот, мазохистских фантазиях, а не пережитым в психозе «посвящением». То же справедливо, по-видимому и для нейролюэтической мегаломании с той лишь оговоркой, что в ее картине появление компенсаторных фантазий облегчается еще и грубым органическим снижением нейрокогнитивных функций.

В рамках биполярного аффективного расстройства может наблюдаться бред отношения, ревности, эротомании — коррелят I—II этапов МРК. Относительно редко встречается бред аллопсихического воздействия в структуре как депрессии (неблагоприятного воздействия), так и мании (благоприятного воздействия) и особых (экстрасенсорных) способностей в структуре маниакальных эпизодов. Но и в этих случаях данная форма бреда, как показывают наши собственные наблюдения, лишь аккумулирует в себе ожившие в современном социокультурном пространстве парапсихологические представления и не является, строго говоря, принадлежностью синдрома психического автоматизма с присущими ему симптомами I ранга по К. Schneider и вектором развития в направлении от «пассивного» знака воздействия к «активному».

аффективное расстройство

Клиника эпилептических психозов (паранойяльных психозов, параноидов, галлюцинозов, делирия, онейроида) и других органических психозов может реконструировать практически любой из этапов МРК, но только сегментарно и качественно иначе, чем клиника шизофрении. Так, при эпилепсии паранойяльный бред обыденного содержания (отношения, ущерба и т. д.) всегда направлен в адрес конкретного окружения, Поэтому для шизофрении бред в адрес ближайших родственников, в том числе бред чужих родителей, является нозоспецифичным.

Историогенетически эту особенность шизофренического бредообразования можно объяснить тем, что его вектор, как правило, ориентирован в сторону трансформации личности больного (ее перерождения по типу родового тотема), а это требует от бредотворчества «подготовительной работы» по соответствующей трансформации образов тех лиц, с которыми больной состоит в кровном родстве. Отличия эпилептического паранойяльного бреда мессианского, религиозного, эсхатологического содержания от гомонимного шизофренического также обусловлены разным характером экспликации посвятительного паттерна.

Если при шизофрении подобное содержание в бреде выводится всегда поэтапно, исходя из целевого смысла посвящения, то при эпилепсии тот же бред (острый или хронический) выглядит в этом плане «невыводимым», как возникший «на пустом месте». Примерно то же самое можно сказать в отношении редких при эпилептических психозах (по сравнению с шизофренией) психических автоматизмов: последние возникают обычно как потребность объяснения причин пароксизмальных состояний (судорожных, аффективных, психосенсорных и т д.).

Причем это объяснение выглядит крайне упрощенным, изолированным, конкретно-механистическим, никогда не затрагивает основ личности больного и не приводит к бредовым идеям аутотрансформации. (Типичные примеры эпилептического бреда воздействия: «Кто-то нажимает кнопку на пульте прибора, и в этот момент у меня отключается сознание... Кто-то управляет моим левым мизинцем, потому что время от времени он начинает непроизвольно двигаться».)

- Читать далее "Дифференциация этиологии бреда. Хроническое бредовое расстройство или паранойя"

Оглавление темы "Дифференциация органической патологии и шизофрении":
1. Клинико-историогенетический анализ в психиатрии. Дифференциальная диагностика в психиатрии
2. Бредовые идеи при аффективным расстройстве. Клиника эпилептических психозов
3. Дифференциация этиологии бреда. Хроническое бредовое расстройство или паранойя
4. Мифоритуальная матрица шизофрении. Реконструктивный метод в психиатрии
5. Дисциркуляторная энцефалопатия. Подозрение деменции у пациента
6. Пример органического поражения головного мозга. Кататоно-онейроидный синдром после травмы
7. Психика при органическом поражении мозга. Отличие органического поражения от шизофрении
8. Регресс собственного Я. Воскрешение и смерть при органической патологии
9. Методика онейроида. Шизоморфность клиники органического поражения
10. Принудительное лечение в психиатрической клинике. Показания к принудительному лечению психически больной
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.