Бредовое восприятие окружающих. Ритуальное пересотворение

Не будем останавливаться на психопатологическом обосновании диагноза «параноидная шизофрения», тем более что автор разделяет все аргументации на этот счет, выдвинутые А.Ю. Магалифом. Если оснастить дифференциальную диагностику случая Г. историогенетическим методом, значимость начинают приобретать именно те ускользающие при одностороннем подходе колоритные детали, которые во множестве разбросаны в тексте.

Соответствующий I и II этапам МРК контакт с потусторонним миром устанавливается у пациентки, уже начиная с трехлетнего возраста: ее преследовала «нечистая сила, душила мохнатыми руками, трясла кровать, стучала в окно». Позже на улице казалось, что «кто-то идет следом, дышит в затылок, говорит что-то угрожающее невнятно».

У больной формируется бредовое восприятие окружающих людей с дуальным делением их на обычных «людей» и представителей «нечистой силы». В русле той же персекуторной дихотомии у больной со временем появляется «дух-помощник»: в возрасте 27 лет ей «является в полусне святая в белом», вследствие чего, по мнению больной, преследование «нечистой силы» ослабевает. Находящейся под защитой этой «святой» Г. ощущает себя до настоящего времени.

Появление «защитников» характерно для развития персекуторного бреда в целом, а подобная редукция демонического преследования в онтогенезе болезни полностью соответствует тем вариантам демономании, при которых больной склонен идентифицировать себя не с темным, а со светлым началом. Демонические воздействия выступают в таких случаях лишь как этап испытаний, но не как механизм ассимиляции демоническим миром.

восприятие окружающих

Столь же дихотомично и магическое воздействие, оказываемое на испытуемую (V этап МРК). Она чувствовала присутствие в толпе «нечистой силы, вампиров», отчего «сдавливало затылок, швыряло».

В возрасте 36 лет Г. переживает состояние, сходное с ритуальным «пересотворением» неофита в результате «умирания - нового рождения» (этапы V-V1II МРК). Во время «приступа» больная почувствовала, что «от макушки до копчика как бы натянулась струна, а потом показалось, что вся нервная система лопнула и изо всех отверстий хлынула кровь», испытывала сильную боль. В уши «как наушники... вставили невидимые..., на глаза надели невидимые очки». Была «как мертвая». «Голоса» комментировали происходящее и инструктировали. Стоит обратить внимание на смысловую согласованность двух обстоятельств:

1) больную преследовали «вампиры»,
2) во время «приступа» ее тело было обескровлено. Характер воздействия на тело точно соответствует стилистике поведения «вампиров». Очевидно, что «приступ» переживается пациенткой как насильственный и «сделанный», хотя ответственность за соделанное на «вампиров» или кого-то другого ею открыто не перекладывается, а лишь подразумевается в контексте.

Пациентка спрашивала у «голосов». «На каком она свете — том или этом?», «Боже, ... как же мне на земле быть? Я не хочу сюда возвращаться». Чувствовала, что «оказалась между небом и землей». Она считает, что ей тогда «показали ад». Данные детали могут рассматриваться как проявления двойственной ориентировки, сопровождающиеся мотивами инобытия и равно характерные как для онейроида (и его бредовых эквивалентов), так и для психотического опыта известных ритуалов. Далее в описаниях Г. следует «мысленный диалог с Господом», обнаруживающий проявления идеаторного автоматизма.

Но посмотрим, во что трансформировался «приступ» всего через 9 дней. Наступило «воскрешение», больная снова почувствовала мысленный контакт с «покровителями, советниками, целителями», услышав их «нежные голоса» из космоса (мужской и женский). Они не только вернули целостность и полное здоровье израненному телу («заживили все раны»), но и улучшили психофизические способности: «наступило озарение», она «вспомнила и поняла все происходящее с ней раньше», поняла, что «раньше помогала вампирам, а тут, как завеса с глаз упала». Она почувствовала в себе невероятную физическую силу. Этот фрагмент соответствует «духовному посвящению» испытуемой патронами инициации, «одержимости» и ее «новому рождению». Показательны высказывания пациентки, напоминающие ритуальное «безумие» и осознание новой миссии, в которую она посвящена: «Подумала, что сошла сума, но с ощущением... знамения, превращения в блаженную».

- Читать далее "Мануальное предвидение, целительство в бреде. Сенестопатический автоматизм у больного"

Оглавление темы "Судебная экспертиза шизофрении":
1. Оценка бреда психически больной. Дифференциация шизофрении и истерии
2. Бредовое восприятие окружающих. Ритуальное пересотворение
3. Мануальное предвидение, целительство в бреде. Сенестопатический автоматизм у больного
4. Убийство под действием бреда. Убийство больным шизофренией
5. Бред ревности в адрес умершей жены. Тотемный брак в судебной психиатрии
6. Тотемность жены. Психотерапевтические ресурсы историогенетического анализа
7. Принципы герменевтики. Идеология прошлого и мышление при шизофрении
8. Семантическое поле больного шизофренией. Пример судебной экспертизы при шизофрении
9. Архаические инициации в бреде. Сенсорные автоматизмы при шизофрении
10. Вербальные псевдогаллюцинации. Одержимость имплантируется в бредовую конструкцию
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.