Архаические инициации в бреде. Сенсорные автоматизмы при шизофрении

Надо сказать, что мотив змееборчества атрибутивен для всех архаических инициации. Но в данном случае он указывает еще на персональный жизненный сценарий пациента, сходный с мифологемой тотемного брака. Супруга и ее род отождествлялись бессознательно с тотемом змеи и магическим миром. Данный мифологический сюжет предполагает в отношении других членов семьи пленение этим миром, символическое умирание, испытания, посвящение и новое рождение.

Понятно, что два женских «голоса», молодой и старый, оказались проекциями тотемистических представлений на образы жены и тещи. А потенциальными лицами-мишенями для суицидальных и гомоцидальных императивов - сам пациент и его дочь соответственно. Реально пережитая угроза жизни дочери, наступившая по вине тещи пациента, послужила толчком к развитию этой мифологемы, хотя дочь как жертва никогда явно не указывалась в галлюцинаторном императиве: «Убей ее!».

Сенсорные автоматизмы в виде сделанных ощущений удушья у данного больного расшифровываются в контексте обвития тела тотемом змеи, присутствующего в его сновидениях. После того как все это в доступной форме было объяснено пациенту и была показана обусловленность его симптомов психической травмой, он стал лучше реагировать на нейролептики и в конце концов была достигнута ремиссия.

инициация бреда

Данный случай соответствует в основном критериям эволюционно новых вариантов параноидной шизофрении. Обозначение больным Я. воздействия как «колдовство» не позволяет считать этот «предположительный» бред архаическим, поскольку в своей речевой презентации он лишен персонифицированного источника воздействия, конкретной техники воздействия и опосредующего это воздействие материального субстрата.

Опыт работы с такими пациентами, как Я., показывает, что уже одно объяснение больному того, что происходит под покровом его ощущений, в чем их суть, само по себе может быть тера-певтичным. Владение ключом к раскрытию символики психопатологии вооружает и врача, и пациента смыслом: вместо хаотичного нагромождения алогизмов и галлюцинаторных образов обретается целостное видение истинной картины событий.

Однако одного объяснения часто бывает недостаточно. Тем более что далеко не все пациенты восприимчивы к такого рода сотрудничеству: от них требуются и достаточно высокий интеллектуальный уровень, и определенная личностная готовность. Очень важно преобразовать иррациональные когнитивные конструкты в психотерапевтические, используя ту же структурную основу, на которой они возникли.

- Читать далее "Вербальные псевдогаллюцинации. Одержимость имплантируется в бредовую конструкцию"

Оглавление темы "Судебная экспертиза шизофрении":
1. Оценка бреда психически больной. Дифференциация шизофрении и истерии
2. Бредовое восприятие окружающих. Ритуальное пересотворение
3. Мануальное предвидение, целительство в бреде. Сенестопатический автоматизм у больного
4. Убийство под действием бреда. Убийство больным шизофренией
5. Бред ревности в адрес умершей жены. Тотемный брак в судебной психиатрии
6. Тотемность жены. Психотерапевтические ресурсы историогенетического анализа
7. Принципы герменевтики. Идеология прошлого и мышление при шизофрении
8. Семантическое поле больного шизофренией. Пример судебной экспертизы при шизофрении
9. Архаические инициации в бреде. Сенсорные автоматизмы при шизофрении
10. Вербальные псевдогаллюцинации. Одержимость имплантируется в бредовую конструкцию
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.