Феноменология тотемизма. Первобытная магия

Вообще феноменология тотемизма в истории культуры неотделима от обряда; любая инициация включала в свою структуру посвящение в более высокий ранг, новую социальную группу, которая, как правило, ассоциируется с неким тотемом. Психопатология А. воспроизводит тот интересный этап филоисториогенеза, когда в лоне биологически бессознательного защитного действия (достаточно вспомнить хорошо известную оборонительную позицию стада - голова особей в центре круга, задние конечности обращены к противнику) зарождается такой же изначально бессознательный магический ритуал (защита очерчиваемым вокруг себя кругом), но уже потенциально доступный для сознательной переработки, вербализации и интерпретации.

Если клинические аналогии с тотемизмом могут быть признаны частым, но относительно факультативным явлением, то об аналогиях с магическими феноменами этого сказать нельзя. Трудно себе представить такой случай параноидной шизофрении, при котором невозможно было бы провести какие бы то ни было параллели с магией.

Другими словами, типологическое сходство между структурными элементами параноидного или парафренизированного бреда и структурными элементами архаической магии выявляется с таким предсказуемым постоянством, что это позволяет рассматривать подобные отношения соответственно как между означаемым объектом клиники и его транслятором в историогенезе.

Первобытная магия

Первобытная магия - система обрядов, суеверий, табу, предполагавшая особые причинно-следственные отношения между предметами и явлениями на основе их взаимного подобия или контакта (Фрезер Дж., 1986). Появление магии в истории человечества неразрывно связано с эпохой анимистической натурфилософии. В основе симпатической магии (от слова «симпатия», посредством которой все вещи якобы взаимосвязаны между собой через эфир), по мнению Дж. Фрезера, лежат два принципа:
1) закон подобия, в соответствии с которым подобное производит подобное,
2) закон заражения.

первобытная магия

Магию, основывающуюся на принципе подобия, Дж. Фрезер называл гомеопатической, а магию, основывающуюся на принципе заражения, - контагиозной. Кроме того, он подразделял магию на положительную (магию предписаний и санкционированных действий, например колдовство) и отрицательную (систему ограничений, запретов и табу).

Сходные с архаической магией поведенческие знаки при шизофрении, как вербальные, так и невербальные, отвечают описанному в этнографии ее разнообразию в зависимости от способа (процедуры) и цели магического воздействия. Из всех встречающихся в литературе классификаций магии мы воспользовались той, которая была предложена С А. Токаревым (1990), отдав ей предпочтение за компактность (минимизированное количество форм) и удобство практического приложения к клинике. Исходя из процедурного критерия, автор выделяет следующие типы магии:

1) контактная (контагиозная), когда допускается возможность сверхъестественного воздействия путем простого соприкосновения;
2) имитативная, при которой достижимость намерения ассоциируется с его имитацией;
3) инициальная, реализующая только начало намерения (например, прицеливание в сторону противника). В более широком смысле магия начала как такового, например магия первого дня (года, месяца и т. д.), с успехом которого связывалось благополучие в будущем;
4) парциальная, включающая опосредованные манипуляции с предметом (фетишем, биологическим материалом — кровью, мочой, волосами и т. п.), замещающим человека-мишень, т. е. того, кому принадлежит предмет и на кого направлено воздействие;
5) профилактическая (отгоняющая, апотропеическая), предназначенная отгонять нежелательные явления;
6) катартическая (очищающая), предусматривающая различные способы очищения от вредоносных влияний, в том числе от постороннего колдовства, - омовения, окуривания, обряды поста, изоляция и другие;
7) вербальная — смысловая квинтэссенция любого магического обряда в его речевом сопровождении, которая могла совершаться и независимо от внешних манипуляций путем заговоров, заклинаний, проклятий, мифопоэтики.

- Читать далее "Виды магии. Бред магии у больных шизофренией"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.