Скопчество как религиозное явление. Теория возникновения кастрации

Можно сделать следующие выводы:
1. Объяснение Фрэзером скопчества, как религиозного явления, обусловленного магическими понятиями о симпатическом сродстве явлений, не может быть признано научно обоснованным по двум причинам:

а) говоря о скопчестве в Сирии или Риме конца империи, Фрэзер вовсе не касается анализа сложных общественно-классовых отношений упоминаемых стран в этот период и не пытается объяснить, почему именно в это время и в этих странах религиозная мысль вылилась в столь уродливые формы, как скопчество;

б) взгляд на скопчество, как на магическое средство воздействия на природу, исключается тем, что в жизни современных народов, стоящих на стадии родового или ранне-классового общества, скопчество не только не утверждается но вовсе отсутствует как религиозное или магическое действие.

2. Благодаря особенностям развития в родовых и раннеклассовых обществах, а также наличию забот о воспроизводстве рода или племени, нормальное развитие которых гарантирует индивидуальное благополучие членов, — высокую общественную значимость получают половые отношения; отсюда развивается презрение к бездетным женщинам или неспособным к отцовству мужчинам. Вместе с тем авторитет божества еще весьма низок.

Все это исключает, в конечном счете, возможность возникновения скопчества в первобытно-коммунистическом или ранне-классовом обществе, как религиозного обряда или магического акта.

кастрация

3. Наиболее древние указания о мотивах кастрации мы находим в мифологии и фольклорных памятниках. Здесь кастрация имеет место, как отражение борьбы за власть между родственниками в период разложения родового общества, и самокастрация, как вынужденный акт лишения себя мужества на основе противоречий, вызываемых порабощением женщины мужчиной или моногамной семьей. При этом почти во всех случаях кастрации и самокастрации отражается представление о плодотворящем значении фалла и пролившейся крови.

4. Данные археологии и древней письменности указывают на массовое распространение обычая у народов Востока обрезать детородные органы врагов, что может быть объяснено как средство для прекращения размножения враждебного рода или племени в загробной жизни и как обычай, обусловленный понятием об особых функциях обрезанного у врага трофея — фалла.

5. Отношение к кастратам во все времена и у всех народов наблюдается презрительное, что также является доказательством возникновения обычая кастрации по другим, а не религиозным мотивам.

Все вшеприведенное позволяет нам выдвинуть следующую рабочую гипотезу о возникновении и первоначальных функциях скопчества: можно полагать, что кастрация людей явилась функцией борьбы с враждебными родами и племенами в период становления рабовладения и моногамной семьи.

Тот факт, что у убитых врагов обрезывают фаллы, делает возможным допущение, что с развитием собственности и хозяйственных отношений, позволяющих эксплоатировать труд пленных, их уже не убивают (так как есть возможность использовать экономически) и не ассимилируют с родом (чему мешает собственность), а оскопляют, достигая этим следующих целей:
а) используется рабочая сила раба;
б) исключается возможность размножения враждебного рода или племени;
в) обращенный в рабство и оскопленный пленный безопасен, как претендент на женщин рода и родовую племенную собственность;
г) в случае военного похода оскопленный раб может быть оставлен в семье воина не вызывая опасений.
Может быть первое время продолжает иметь значение момент приобретения трофея — фалла.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Скопчество и самокастрация":
1. Скопчество в ранне-классовых обществах. Д. Фрэзер о скопчестве
2. Религиозная самокастрация. Скопчество и хлыстовство в России
3. Скопчество как магический обряд. Скопчество в коммунистическом строю
4. Половая жизнь в ранне-классовых обществах. История кастрации
5. Кастрация животных в древности. Фаллическая магия
6. История самокастрации. Легенда о Комбабе
7. Мифология древнего скопчества. Кастрация трупов
8. Миф об Озирисе. Кастрация рабов
9. Отношение к евнухам в древности. Отношение к евнухам на Востоке и Западе
10. Скопчество как религиозное явление. Теория возникновения кастрации
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.