Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо

У больного Д., наряду с родовым тотемизмом, обнаруживаются суждения, характерные для группового, полового и индивидуального тотемизма. Тотемы героя Д. содержат в себе не только орнитоморфные, но и гилозоистические (дерево на плечах и левой ладони), а также космологические элементы.

В различных воздействиях и паралогичных антропосоциоприродных отношениях репродуцируется вредоносная и лечебно-предохранительная магия со многими ее типами: инициальной, контактной, имитативной, апотропеической, вербальной, катартической, зеркальной, числовой.

И тотемистические, и магические аналогии текста подчинены мифопоэтическому принципу бинарных оппозиций, они многократно дублируются между собой знаковыми перекодировками и внутренне непротиворечивы. Тотемистическая сопричастность героя достигается магическим воздействием на него тотемным окружением (стаи воронов кружили над головой), символическим поглощением тотемом (вороны выклевали тело) и полным ему подчинением.

магические аналогии

Символика тотема изначально содержит в себе потенции магического: условием совершения магических манипуляций героем является его переход в состояние «ворона», ассоциируемое с «левым», «женским», «звездным», «зеркальным» (потусторонним). Характерно для древнейших мифологий противопоставление «ястреб—ворон», ассоциированное с половым тотемизмом и оппозициями «правое—левое», «мужское—женское», «небо—земля».

В общепалеоазиатском мифологическом цикле ястреб (орел) и ворон—антиподы; ворон -творец Земли, первопредок некоего «птичьего народа», культурный герой, устроитель природы и социума, добытчик огня и света (Хлобыстина М.Д., 1987). Хтонизм этого персонажа неоднократно подчеркнут в бреде больного Д.: его человек-ворон состоит из стихий земли и воды, строение тела повторяет космопланетарную модель Земли, центра которой он достигает в своих похождениях.
Человек в его мировоззрении представляет собой переплетение двух противоборствующих начал - отцовского и материнского, небесного и земного.

Таким образом, синкретическое магико-тотемистическое действо, производимое над героем всей совокупностью атакующих его сил, оказывается лишь сердцевинным звеном, вписанным в мистерию более глобального порядка - посвятительного ритуала. Остальные фрагменты текста разворачивают перед нами прочие узнаваемые черты этого ритуала: переворачивание обьщенных норм поведения; оппозицию к родным; смену пола; влезание на дерево; испытание самоистязаниями, пытками, расчленением и пересотворением, трансфизическими странствиями в центр Земли, символизирующими временную смерть; духовное вознаграждение в виде получения оккультных знаний и способностей; понимание языка тотема.

- Читать далее "Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда"

Оглавление темы "Тотемизм и магия в шизофреническом бреде":
1. Фратриальные тотемы. Групповой тотемизм
2. Антропогония в мифах папуасов. Половой тотемизм
3. Рудименты тотемизма. Невербальные знаки тотемистического поведения
4. Феноменология тотемизма. Первобытная магия
5. Виды магии. Бред магии у больных шизофренией
6. Компоненты магического воздействия. Пример магии у больного шизофренией
7. Клинический пример магического бреда. Клиника магии при шизофрении
8. Пример параноидной шизофрении. Синдром Кандинского - Клерамбо с архаическим бредом
9. Тотемистические и магические аналогии. Синкретическое магико-тотемистическое действо
10. Религия как причина оформленности бреда. Семиосферы шизофренического бреда
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.