Советуем для ознакомления:

Психиатрия:

Популярные разделы сайта:

Комплекс смерть — новое рождение при шизофрении. Тема смерти при шизофрении

Больные шизофренией могут употреблять в своем рассказе понятие «посвящение» дословно, пытаясь передать главный смысл происходящих с ними событий в психозе; это совпадение нельзя отнести на счет литературного или какого-то иного заимствования, скорее оно выражает аутохтонно возникшее у них глубоко личное переживание.
Ряд больных в постпсихотическом периоде сообщают о том, что они пережили «посвящение в дьяволы».

Больной Л. (архив 1995 г) рассказывает «Сокурсники меня проверяют, ведут игру, испытывая на прочность. Это стандартный прием при охоте на ведьм Думаю, это какой-то ритуал или посвящение»

Больной П. (архив 1994 г.) подробно описывает в содержании онейроидных видений «ритуал посвящения мальчиков-евреев», не имеющий ничего общего с посвящением в иудаизме, как ветхозаветном, так и современном Зато вся его знаковая конструкция идеально «ложится» на универсальный паттерн архаического языческого ритуала

шизофрения

Часто тема собственной смерти может лишь подразумеваться во фразах больных о том, что они «слышат кладбищенский запах» или «окружены мертвецами», что их «заставляют есть мертвечину» и т. п. Но не так уж редко интуитивная дефиниция сути пережитого психотического опыта выражается больными непосредственно в экстатическом провозглашении факта своего умирания и последующего воскрешения. Вообще вряд ли мы ошибемся, если признаем, что «экстаз инобытия» (выражение культуролога В.И. Иванова) захватывает больного шизофренией, погруженного в «мистерию» своей болезни, не меньше, чем участника обрядового действа в древности.

У друидов было принято во время посвящений положение неофита во гроб (Гекерторн Ч.У., 1994). Посвящаемые юноши в Древнем Египте также подвергались процедуре положения в гробницу (Шюре Э., 1914). Во все времена и везде смерть понималась как новое рождение, поэтому инициации часто имитировали возвращение в материнское лоно посредством затворничества неофита в шалаше, символического пожирания животным (чудовищем), проникновения в чрево Матери Земли. Те же элементы мы встречаем у страдающих шизофренией.
Больной Д (архив 1991 г), симптоматика которого уже была рассмотрена , и ряд других пациентов утверждали, что каждый из них «дошел до центра Земли»

Больной К (архив 1997 г) с бредом заражения ртутью обеспокоенно заявлял «Земля на сносях, может не разродиться» (это был канун зимнего солнцеворота) Данная идея реконструирует календарную мифологему о поглощении Солнца силами тьмы, в том числе Землей, в то время как герой пациента персонифицирует собой дух Земли — ртуть (Меркурий), а значит, он пребывает непосредственно внутри Земли и принимает участие в акте космического рождения

Больной Л (архив 1995 г) в состоянии острого чувственного бреда закопал свои брюки в землю, а на следующий день откопал их и надел — знак, который в системе парциально-имитативной магии эквивалентен закапыванию и откапыванию самого посвящаемого.

- Читать далее "Тематика эмбриона при шизофрении. Бред превращения в эмбриона"

Оглавление темы "Характеристика параноидной шизофрении":
1. Семиотика параноидной шизофрении. Возраст синдромов параноидной шизофрении
2. Модель бреда при шизофрении. Пример модели бреда
3. Комплекс смерть — новое рождение при шизофрении. Тема смерти при шизофрении
4. Тематика эмбриона при шизофрении. Бред превращения в эмбриона
5. Мотив смерти при шизофрении. Мир живых и мертвых при параноидной шизофрении
6. Темы этапов смерти при шизофрении. Посвящаемый герой при шизофрении
7. Символика двойников при шизофрении. Пример символики двойников
8. Искусственные двойники при шизофрении. Мотивы близнецов при шизофрении
9. Душа и двойник. Значение двойника в шаманстве
10. Феномены двойников. Характеристика феномена двойников