Богословие в психиатрии. Безумный и одержимый

В № 1 за 1960 г. распространенного научно-практического французского психиатрического журнала «Энформасьон псикиатрик» опубликована статья «Очерк теологии помешательства». Автор статьи — профессор протестантской теологии в Монпелье Ж. Креспи (Chespy). Статья написана с учетом всех правил гомилетики (учение о составлении проповедей).

Статья напоминает проповедь. Смысл ее, если сформулировать его кратко, заключается в положении, что душевная болезнь является предметом ведения не только психиатрии, но и богословия. Однако если бы эту мысль автор высказал прямо, то она была бы лишена какой-либо убедительности для читателя психиатрического журнала.

К этой мысли читателя нужно подвести постепенно, воздействуя не только на его разум, но и на чувства. Этому учит гомилетика и так поступает Креспи. Предположим, пишет он, что душевные заболевания являются только объектом изучения психиатрии, что религия утеряла эту область исканий. Тогда возникает вопрос, с которым автор и обращается к читателю: если сумасшествие не от бога и не от дьявола, то нужны ли бог и дьявол?
Если, продолжает Креспи, достаточно небольшого поражения нервной системы для того, чтобы человек стал неразумным, то много ли стоит человеческий разум? Какова в таком случае ценность человека?

богословие

После того как этими риторическими вопросами внесено в эмоции читателя достаточно смятения, автор формулирует важный тезис статьи: к счастью, человеческая природа не исчерпывается физиологическими исследованиями; в человеке остается еще нечто большее, чем он сам о себе может узнать с помощью науки.

И именно религия, твердит автор, сохраняет ту высшую ценность человека, которой не дорожит наука. С этих же позиций автор трактует психические заболевания. Он подчеркивает, что на языке библии термину «душевнобольной» соответствует не безумный («in sense»), а «одержимый» («possede»). Сославшись далее на евангельскую притчу, Креспи формулирует второй важный тезис статьи: помешательство открывает больному дверь в мир, в который человек не проникает, дверь в потустороннее; потустороннее открывается душевнобольному без того, чтобы сам больной об этом знал.

И, наконец, в заключительных абзацах статьи сказано, что только религия дает полное, совершенное освещение сущности человека; вера видит человека даже там, где, казалось бы, человек исчез и где есть только «сумасшедший»; только вера учитывает ценность человека.

Нужно отметить, что Креспи имеет некоторую подготовку по психиатрии; он пользуется психиатрическими понятиями и терминами свободно и со знанием дела. Владея предметом, автор целенаправленно вводит читателя в заблуждение. Научное понимание сущности психических заболеваний он преподносит как понимание якобы упрощенное и даже примитивное, игнорирующее в человеке специфически человеческое.

- Читать "Креспи в психиатрии. С. С. Корсаков о причинах психических болезней"

Оглавление темы "Религия и психиатрия":
1. Неотомисты. Психиатрия по Шнейдеру
2. Путь Шнейдера к неотомизму. Схоластика в работах Шнейдера
3. Обскурантизм в медицине. Эндогенные психозы по Виршу
4. Делей в психиатрии. Религия в психиатрии
5. Богословие в психиатрии. Безумный и одержимый
6. Креспи в психиатрии. С. С. Корсаков о причинах психических болезней
7. Значение религии для психиатрии. Стихийные эклектики
8. Психическая угроза. Взгляд общества на психиатрию
9. Социология Морено. Влияние социологии на психиатрию
10. Матрица Морено. Значимость социометрических методик
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.