Бред миграции при шизофрении. Миграция к месту своего рождения у психотиков

Выбор территориального локуса и расположенных в нем предпочтительных объектов всегда продиктован бессознательной потребностью в обновлении души, опытном проживании, умирании ее «ветхой» оболочки и возрождении в обновленном качестве. Поэтому все локусы и объекты, которые в культуре символизируют границу миров и точки перехода между ними, наиболее часто фигурируют в территориальном поведении при шизофрении. Выражения больных — «пуп Земли», «центр мира», «центр Земли», «центр Вселенной» и т п., независимо от того, совпадают эти понятия с представлениями о своем «Я» и о цели своих странствий или нет, говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях. Дж. Кэмпбелл (1997) по поводу мифического «пупа Земли» (омфала) - символа непрерывного созидания и непрестанного чуда оживотворения, отмечает, что сам инициируемый герой склонен был осознавать себя «пуповиной, по которой в область времени вторгаются энергии вечности».

Миграция к месту своего рождения у психотиков однозначно содержит в себе инициационный код. Н. Еу (1998) цитирует разорванный монолог наблюдаемого им больного шизофренией « эта дыра на животе уже зажила. Здесь томятся потому, что находятся не там, где родились. Дада Место рождения. Мне нужно вместе с родителями вернуться на место рождения». В данном фрагменте соотнесенность пуповины анатомической (дыры на животе) и «пуповины» космогонической («пупа Земли») увязывается одновременно с надеждами на улучшение своего экзистенциального статуса (индивидуации по К. Юнгу), что отвечает лейтмотиву «смерть — новое рождение».

Высокой степенью семиотичности наделены такие элементы «перехода» в другой мир, как тоннель, воронка, колодец, труба, окно, подземелье, перекресток, гора, лес, лабиринт, пещера или нора, отверстие как таковое, а также уже упоминавшийся в данной связи мост.

1 Больной Л (архив 1999 г) рассказывает «Однажды я из мира травы попал в мир кристаллов через тоннель Мир кристаллов напоминал мертвый мир, сверкающий и колючий».
2 Больная Л. (архив 1990 г) в прошлом под влиянием галлюцинаторных «голосов» пыталась броситься в колодец. На момент осмотра утверждает, что «мы находимся в подводном царстве, аквариуме, за нами наблюдают из космоса».

С.Т. Стоянов (1968) приводит наблюдение онейроидной шизофрении: «Больному снилось наяву, что сердце съеживается, превращается в воробьиное. Летел между звездами... пролезал через какое-то отверстие».

В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» (1986) пишет: «Дорога в иной мир, мир мертвых ведет через лес». Ключ к инициационному коду всего повествования заключен, согласно выводам исследователя, уже в одном «попадании героя в лес», что само по себе должно сигнализировать о связи данного сюжета с циклом посвящения. Во всех первобытных культурах, очаги которых приходились на соответствующий ландшафт, обряд посвящения проводился именно в лесу.

бред при шизофрении

В нижеприведенной психопатологии миграция в лес, реальная или метафорическая, как правило, соседствует с символами умирания или сакрального путешествия. Приводим наблюдения.
1. Больной Н. (архив 1999 г) в первые годы заболевания выражает пожелание переехать из степной зоны Украины в западносибирскую тайгу, не имея никаких иных мотивов, кроме стремления «подчиниться внутреннему чувству»

2 Больной Ч. (архив 1992 г.) в остром манифестном приступе «почувствовал в себе блуд — не сексуальный, а тот, который бывает, когда заблудишься в лесу»
3 Больные Б., Б. и др. (всего 19 наблюдений) в период обострения болезни убегают в лес, некоторые подолгу скрываются там, следуя повелению галлюцинаторного «голоса»
4. Больная К. (архив 1989 г) (см. 3 1.1) слышит галлюцинаторный «голос», который приказывает пойти в лес, облить себя бензином и поджечь

5 Больному С. (1990) «голос» приказывал пойти в лес и повеситься на дереве
6. Больной 3. (архив 1974 г) в галлюцинаторных картинах увидел старика, который сказал «Ты - божий человек, должен уйти в лес, выкопать землянку и жить в ней, как в склепе», что больной и сделал

7. Больной Б. (архив 1991 г.) «вступает в контакт с космическим разумом видит НЛО, при этом не может пошевелиться, по телу проходит приятная теплая волна, в голове стучит азбука Морзе. Накануне каждого «сеанса связи» голос покойного деда приказывает ему удалиться подальше от людей — в лес.

- Читать далее "Символ лабиринта при шизофрении. Значение символики лабиринта"

Оглавление темы "Особенности бреда шизофрении":
1. Пример изменения пространственно-временных отношений. Изменения хроновосприятия при шизофрении
2. Временной регресс при шизофрении. Бред выпадения и остановки времени
3. Феномены измененного стереовосприятия. Бред машины времени при шизофрении
4. Бред испытания при шизофрении. Мотив обозначенного срока испытания
5. Бред миграции при шизофрении. Миграция к месту своего рождения у психотиков
6. Символ лабиринта при шизофрении. Значение символики лабиринта
7. Бред оси мира при шизофрении. Символика мирового древа при психозе
8. Мотив запрета при шизофрении. Пример запрета у больного шизофренией
9. Мотив сакрального знания при шизофрении. Шизофренические ритуалы
10. Избегание солнечного света при шизофрении. Шизофреническая гелиофобия
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.