Целители о лечении слоновоти. Венесекции при слоновости
Те, кто писал о лечении слоновости, говорили только о материи, с которой она связана, а также о лечении той слоновости, которая первично возникает в нашем теле; той же слоновости, которая воспринята от другого через контагий, и той, которая первично возникает в нас, поскольку она обладает признаком контагиозности, они совсем не касались, что, разумеется, следовало сделать. Что же,— во имя богов! — ты сделаешь при начальном заболевании той слоновостью, которая получена через контагий, когда человек в остальном здоров и не страдает избытком черной желчи?
Если ты находишь нужным сварить материю и удалить ее, то почему при той же слоновости, которая возникает в нашем теле, Архиген пользовался средствами, удаляющими волосы, и едкими средствами или же близкими к едким? Почему мы не поступаем так при раке, если обе эти болезни связаны с одной и той же материей? Конечно, следовало бы говорить не только о том, что это объясняется наличием в венах избытка черной желчи, которая при раке, в отличие от слоновости, не может отвлекаться от селезенки и свариваться, а также быть отогнана к коже и там образовать гнойнички; надо было рассказать и о том, что подвергается нечистому и замкнутому гниению, вследствие которого оно заключает в себе семена контагия, чем оно и отличается от рака; по этой причине при раке требуются одни средства, при слоновости другие, хотя эти болезни и имеют общие черты в отдаленной материи.
Поэтому, если ты услышишь где-нибудь, что Гален советует лечить рак и слоновость одними тем же способом, так как они из одной и той же материи, то тебе надо разобраться, насколько это относится к материи близлежащей и насколько к отдаленной.
Ты должен знать, что при слоновости имеется два предмета для воздействия: один—это отдаленная материя, если только таковая имеется в избытке в теле больного; другой — это материя, на ходящаяся вблизи кожи, уже гниющая и становящаяся контагиозной. Итак, если тебе покажется, что сначала появляется в избытке та, первая материя, то ты должен, не медля, рассечь царскую вену [v. basilica] — не только на одной стороне, но и на другой, если это, по твоему мнению, принесет облегчение и будет согласоваться с прочими обстоятельствами.
Но это следует делать вначале, а также в тех случаях, когда контагий возник в ком-либо первично; ибо в случаях, когда он или получен от другого, или распространился настолько, что сделался уже злокачественным, ты, произведя рассечение вены, увлечешь контагий внутрь и подвергнешь больного большей опасности; остальную материю надо будет переварить и тотчас же удалить. Мы переварим ее средствами, которые надрезают, размягчают и удаляют, смешивая то, что легко разжижается._ Самой пригодной для этого будет сыворотка козьего молока, в которой нужно отварить лаванду, тимиан и его цвет, повилику, дубровник, критский диктамн, ирис, лишайник, тысячелистник и другие в этом роде; из них нужно будет сделать выбор в зависимости от того, насколько материя будет выжжена. Нужно назначать и сиропы: и уксусомед, и сироп из повилики, из тимиана, из полевой руты, из яблок и другие в этом роде.
Удалять материю надо сложными слабительными, например — колоквинтой и слабительным Руфа и Архигена, а также чемерицей, тимианом, сенной, полиподием и им подобными.
- Читать далее "Смеси для лечения слоновости. Значение истории медицины"
Оглавление темы "Лечение сифилиса и слоновости":1. Смесь для лечения сифилиса. Ртутная мазь для лечения сифилиса
2. Окурирование сифилиса. Ванны и купания при сифилисе
3. Лечение сифилиса глотки и зева. Детский сифилис в древности
4. Целители о лечении слоновоти. Венесекции при слоновости
5. Смеси для лечения слоновости. Значение истории медицины