Расколотое Я в десятидневном путешествии. Примеры шизофрении в литературе
Как бы в нозологическом плане не трактовать молниеносно развившийся у Джесси Уоткинса онейроидный эпизод, нельзя не видеть его сюжетной эндоформности, чувство которой усиливается благодаря сходству с «большим сновидением» у шаманов.
Даже некоторая расплывчатость и недосказанность в его рассказе не мешают изящному совмещению текста с циклом МРК, особенно в тех местах, которые выделены шрифтом (курсивом).
Вторгающийся в жизнь Джесси новый духовный опыт «ужасного путешествия» насыщен целой гаммой неземных впечатлений, обусловленных «обратным течением времени», чувством полета и собственного умирания {«спуска на парашюте» в нижний мир; в целом мир, куда он попадает, - трехъярусный), окруженностью умершими.
Подхватывающий его поток уносит далеко в прошлое, приводя к глубокой онтогенетической и даже филогенетической регрессии: он сознает себя ребенком и даже носорогом. Положение безвыходности, ужаса, сложноописуемое прохождение через какие-то иерархически устроенные миры, «христианские посты» и трудные, практически невыполнимые из-за их огромности задачи укладываются в тему «испытания».
Роль тех существ (богов), которые всем руководят и грандиозную работу которых каждый из испытуемых должен был перенять на самой вершине (по сути, временно идентифицироваться с ними), соответствует «патронам инициации».
Воспоминание своих прошлых жизней (до самых низших форм), сопричастность неким силам, которые дают возможность влиять на людей, «обретение понимания вещей... добра и зла... всего сущего», граничащего чуть ли не с достижением богоподобия — странного и безумного, похожи на языческое посвящение.
Джесси возрождается с ощущением своей внутренней «продвинутости», расширенных возможностей сенсорики и мировосприятия, но и с чувством, будто ему «не хватило сил воспринимать больше» потусторонние видения. Он сознательно торопит свое «возвращение» в реальность, используя единственную, как ему кажется, связующую с ней нить - свое имя.
Возможно, существующий в его рассказе намек на непосильность, а значит, и определенную незавершенность испытаний каким-то образом объясняет относительную скромность его конечных «приобретений». Структурно-типологически его психоз приближается к шаманскому и тотемистическому посвящению.
- Читать далее "Умирающее и воскресающее божество природы в бреде. Противостояние света и тьмы в бреде"
Оглавление темы "Примеры дебюта шизофрении":1. Расколотое Я в десятидневном путешествии. Примеры шизофрении в литературе
2. Умирающее и воскресающее божество природы в бреде. Противостояние света и тьмы в бреде
3. Пример шизоаффективного расстройства. Приступообразная сезонная шизофрения
4. Пример развития шизофрении у девочки. Пример синдрома Кандинского-Клерамбо
5. Аутизация при шизофрении. Оживление в бреде пациентки
6. Родители жены оборотни в бреде шизофреника. Бредовое возбуждение
7. Магические высказывания больных шизофренией. Поведение шизофреника в больнице
8. Поглощение змеем в мифологии бреда. Острый чувственный бред
9. Оппозиция патриархат/матриархат. Бред божества при шизофрении
10. Вампиры как признак ранней шизофрении. Пример маниакально-бредового синдрома