Мотив жертвы при шизофрении. Трикстерная миссия в бреде
В манифестном приступе Л. ясно очерчено демоническое посвящение, а все последующие приступы с неизменным постоянством воспроизводят консолидировавшуюся с самого начала демоническую миссию. Последняя не зависит от того, в какой тип голотимического бредообразования она встроена — в депрессивный бред виновности или в идеи собственного могущества и аллопсихического воздействия, коморбидные с гневливой манией.
Но каждый приступ так или иначе содержит в себе символику умирания и нового рождения.
В онейроидном эпизоде 1977 г. умершая — «жертва», поглощаемая демонами: об этом свидельствует ее положение лежа на столе, вокруг которого танцуют черти. Истоки этих представлений восходят к тем традициям, прежде всего древнееврейским, в которых роженица в первые дни после разрешения от бремени считалась «нечистой», не порвавшей еще связь с потусторонним миром.
У больной Л., находящейся в послеродовом периоде, мотив «жертвы» намечается сначала в бредовых идеях материального ущерба у нее воруют и поедают предназначенные ей продукты питания, т. е то, что потенциально является частью ее тела. Затем в ее видениях возникает сцена праздничного домашнего застолья, ожидаемого и вполне понятного. Она овеяна светлыми образами, такими, как «дом» и «день», тогда как восстановление реальной ориентировки в месте, т. е. осознание больной, что она находится в роддоме, совпадает с ночным временем суток.
И «роддом», и «ночь» ассоциируются у нее с потусторонним и демоническим, поскольку переход ото дня к ночи переживается ею как превращение участницы светлой трапезы в жертву черного ритуала — мертвое тело, поглощаемое демонами и, следовательно, отождествляющееся с последними. По-видимому, этими чувствами можно объяснить отказ Л. от кормления новорожденного ребенка грудью - в данном контексте он должен восприниматься ею как один из духов, пожирающих ее тело.
У женщин когорты F трикстерная миссия могла выражаться также в бредовых идеях насильственного полового сожительства с дьяволом и идеях уподобления ему. Вторые необязательно сопутствуют первым; многое определяется, как это уже подчеркивалось, внутренней этической установкой личности больной.
В шизофреническом бреде образ трикстера может принимать соответствующие тотемные очертания.
- Читать далее "Предсказание будущего в бреде. Ясновидение при шизофрении"
Оглавление темы "Трикстер в шизофреническом бреде":1. Трикстер — антагонист культурного героя. Трикстер в бреде при шизофрении
2. Пример трикстера в бреде. Шизофрения с враждебным поведением
3. Пример гебоидной шизофрении с ранним дебютом. Сноровка больных с трикстером в бреде
4. Гебоидный паттерн шизофрении. Фэршробен
5. Пример гебефренической шизофрении. Злокачественное течение шизофрении
6. Провокации со стороны больного шизофренией. Трикстер при параноидной шизофрении
7. Демономания в бредовой структуре. Бред вечных мук - синдром Агасфера
8. Пример галлюцинаторно-кататонического синдрома. Проявления трикстера при неидентефицированной форме шизофрении
9. Мотив жертвы при шизофрении. Трикстерная миссия в бреде
10. Предсказание будущего в бреде. Ясновидение при шизофрении