Аппеляция к древнему имитативному поведению. Клиника автоматизма

Аппеляцией к филогенетически древнему имитативному поведению может быть объяснена вся та феноменология, которая связана с уже упоминавшейся ранее атрибутивной для этой болезни антропосоциоприродной «двуплановостью» бытия - планом направляющим и отражающим. Так, в бредовой структуре автоматизма эхо-феномены неожиданно приоткрываются нам лишь как одна из сторон глобального (общешизофренического, т. е. характерного для трех манифестных форм) процесса интериоризации-экстериоризации, которая способна проявлять себя подобно ритуальным психотехникам перерождения индивида.

Воздействие эхо-эффектами, особенно идеаторными, убеждает больного в его собственной прозрачности и открытости для атакующей его инстанции, что способствует слому его сопротивления и облегчает дальнейшее «вкладывание» эрзац-функций и «овладение» всем его существом. Феномен мысленной эхо-лалии, знаменующий собой на эволюционной оси эхо-континуума первый несомненный вербально-псевдогаллюцинаторный конструкт и тем самым намечающий условную рубежность между двигательной кататонией и собственно параноидной формой, есть по своей сути ближайший прототип «вкладывания мыслей», а галлюцинаторные явления «эхо-мыслей» — ближайший прототип «чтения мыслей».

Динамика этих двоякого рода явлений - и мысленных эхо-лалий, и «эхо-мыслей», протекает в закономерном бредовом русле - сначала ауто-, а затем аллопсихического воздействия. Хотя понятно, что на практике и те и другие выглядят столь сумбурно, часто синхронистично, что увидеть в них «путеводную» нить бредообразования бывает довольно затруднительно.

имитативное поведение

В клинике автоматизма встречаются любопытные нюансы, которые почему-то пренебрегаемы многими в литературе на эту тему (имеется в виду та разновидность мысленных эхо-лалий и эхо-галлюцинаций, которые аккомпанируют реальным диалогам больного с его окружением, как бы возникая по их «контуру»). Больной параллельно с диалогом воспринимает «мысленную речь» собеседника, озвученную голосом последнего. Но это мысленное повторение часто является не вполне точным: сохраняя голосовые характеристики, оно включает в себя новые слова, отступления, перефразы, подмены, вплоть до полного извращения смысла только что услышанной фразы.
Мысленные эхо-лалий способны тем самым создавать новую семантику.

У больного наблюдается одновременная двуплановость в восприятии речи собеседника: один план - реальный, другой -эхо-галлюцинаторный, кажущийся тем не менее пациенту более значимым и «подлинным». Внешняя слышимая речь оценивается больным как профанная - «для отвода глаз», «в целях маскировки», т. е. для непосвященных в тайный язык, внутренняя — как «переданная мысленно», т. е. языком посвященных, истинное сообщение. Больной подхватывает «игру»; семантическое несовпадение двух планов - реального и его псевдогаллюцинаторного «подстрочника», подпитывает бред инсценировки.

Уясняя «подтексты» в речи окружающих, пациент продвигается по пути сопричастности определенной социальной группе (в качестве примера см. наблюдение больной К. - 3.1.4, когорта Н, п. 5). При далеко зашедших вербальных псевдогаллюцинозах связь с социальным фактором и реальной ситуацией слабеет: галлюцинаторный текст становится все более независимым от внешних стимулов, все более аутистическим, о его далеком родстве с эхо-далиями напоминают разве что «голоса знакомых, слышанные прежде». В сокровенном же смысле любой вербальный псевдогаллюциноз не лишен эхо-компонента, если принять во внимание оживляемое в нем «эхо» всего запечатленного в прошлом социального опыта больного.

Именно по причине отсутствия такового человеческого опыта появление вербального галлюциноза у детей-маугли, заболевающих шизофрении, представляется почти невероятным. Одним словом, факт существования коммуникативно обусловленных эхо-галлюцинаций — образований явно промежуточных между собственно эхо-лалиями и спонтанным вербальным псевдогаллюцинированием, должен указывать на долевое участие первых (как филоонтогенетически древних комплексов развития речи) в формировании современного облика второго.

- Читать далее "Аутофеномены в бреде. Механизм бредообразования"

Оглавление темы "Автоматизмы и псевдогаллюцинации":
1. Кататоническая имитация поведения. Эхо-галлюцинации при шизофрении
2. Аппеляция к древнему имитативному поведению. Клиника автоматизма
3. Аутофеномены в бреде. Механизм бредообразования
4. Идеаторные автоматизмы. Духовный опыт и психопатология автоматизма
5. Духовное, сверхчувственное восприятие. Христианская традиция приобретения духовных навыков
6. Структура псевдогаллюцинаций. Псевдогаллюцинации в идеовербальной сфере
7. Аналоги вербальных и зрительных псевдогаллюцинаций. Языческая вербальная магия и псевдогаллюцинации
8. Пример псевдогаллюцинаций. Лечение псевдогаллюцинаций
9. Эффективность терапии псевдогаллюцинаций. Течение шизофрении с псевдогаллюцинациями
10. Появление голосов при шизофрении. Бредовые идеи аллопсихического гипнотического воздействия
Все размещенные статьи преследуют образовательную цель и предназначены для лиц имеющих базовые знания в области медицины.
Без консультации лечащего врача нельзя применять на практике любой изложенный в статье факт.
Жалобы и возникшие вопросы просим присылать на адрес statii@dommedika.com
На этот же адрес ждем запросы на координаты авторов статей - быстро их предоставим.