Советуем для ознакомления:

Психиатрия:

Популярные разделы сайта:

Ассимиляция мышления при шизофрении. Происхождение мифологических образов

Вообще интенции шизофренического сознания, тяготеющие к мифотворчеству, если не сами участвуют в нем, то по крайней мере всегда демонстрирует готовность к ассимиляции мифологического и литературного наследия человечества. Так, в качестве фигурантов бредового сюжета у одного из наших пациентов выступали 6 героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», олицетворяющих собой «нечистую силу», у другого - фантастические существа — хоббиты и гоблины - из романов Дж. Р. Толкиена.
Примером подобной ассимиляции является и краткая выдержка из истории болезни пациента Т.

Больной Т., 38 лет, русский С детства отставал в умственном развитии. Дублировал каждый класс Дальше 5-го класса учиться не смог. Заболел в возрасте 26 лет. Именовал себя помощником бога Аполлона, затем самим Аполлоном, «богом-музыкантом» Эта идея устойчива на протяжении последующих 12 лет, несмотря на разорванность мышления, доходящую порой до шизофазии. Кроме того, стал утверждать, что в разных мирах он был разным богом. Он — «Прометей, орел клевал его печень». Он - «несчастный пилот Идеи». Был Спартаком Мать его - Федра, сестра — Венера.

Иногда бывает затруднительно определить происхождение мифологических образов и их собственных имен в бреде (онтогенетическое оно или историогенетическое), поскольку они содержат в себе и черты сходства с конкретными мифическими персонажами, и черты, отличные от последних, как, например, в следующем наблюдении.

Больной М., 48 лет, русский Высказывает идеи о том, что на него воздействует нечистая сила в двух лицах - некой Огневицы и Рака Огневица - это старуха, 10-главая змея, которая летает и бьет током Рак — ее спутник, с которым она сожительствует

мышление при шизофрении

В русских сказках встречаются царь Огонь и супруга его Маланица (молния), а также змей Змиулан, преследуемый Огнем. В бреде М. неологизм Огневица возникает как бы путем агглютинации двух имен - Огня и Маланицы. С учетом же змеевидности и в буквальном смысле молниеносности (бьет током), Огневица может рассматриваться как плод синкретического смешения трех фольклорных персонажей.

Больные шизофренией способны слышать «голоса» неба и земли, «всей природы», ощущать себя «линией горизонта», видеть «гром в образе старика», быть ведомыми «ветром, подсказывающим дорогу». Персонификация естественных объектов, как правило, выражается в мифопоэ-тике родовых функций, подчиненных принципу бинарных (реже - триадичных) оппозиций: «Земля — это мать, женщина, тьма, чувство; Солнце — отец, мужчина, свет, разум; север, зима, ночь, вода, материя, левое — женское (неблагоприятное); юг, лето, день, огонь, дух, правое — мужское (благоприятное)». Эти и другие парные символы совершенно идентичны по смыслу основной символике славянской мифологии.

Любые бинарные оппозиции, вычленяемые из различных бредовых конструктов, сводимы к данным базисным оппозициям, в том числе оценочным: жизнь — смерть, благоприятное — неблагоприятное, божественное — демоническое.

Опосредованные данными полярностями мифопоэтические высказывания больных отображают с той или иной степенью полноты аналогичные им воззрения не только в славянском, но и в индоевропейском фольклоре в целом, причем как в древнеязыческом, так и в неоязыческом его исполнении. Например, популярная в бредовом творчестве идея «Солнце - это сознание (вариант — соединение энергий) всех людей» встречается в теософии (Блаватская Е.П., 1991); мифологема «Луна — дочь Солнца и Земли» заложена в дохристианском русском фольклоре (Афанасьев А.Н., 1982).

Примечательно, что такие идеи, как и следовало ожидать после открытий в области коллективного бессознательного К.Г. Юнга, не были этноспецифическими для славянских этносов, а скорее выражали собой некие архетипические универсалии. Так, в частности, представление о солнце как коллекторе светлой психической энергии встречается в клинических описаниях онейроидной шизофрении у болгар в середине прошлого столетия.

- Обратно в раздел "Психиатрия и психология"

Оглавление темы "Диагностика шизофрении":
1. Вербальное поведение при бреде. Лингвисты о речи
2. Мифологическая логика. Различия мифов
3. Гипотетическая концепция бреда. Структурный анализ текстов в психиатрии
4. Тематика бреда. Особенности тематического бреда
5. Теория уровней в общей лингвистике. Исследование шизофрении
6. Заболеваемость шизофренией. Исследуемая группа по шизофрении
7. Методы диагностики шизофрении. Диагностика параноидной шизофрении
8. Трехуровневая семиотика бреда. Синдромокинез шизофрении
9. Идеаторная сфера шизофрении. Анимизм при шизофрении
10. Ассимиляция мышления при шизофрении. Происхождение мифологических образов